Кое-что о лесе

В.И. Смирнов
Цивилизация улучшила наши жилища, но
она не улучшила в такой же мере людей,
которые в них обитают
(Генри Дэвид Торо - «Уолден или жизнь в лесу»)

Эти слова, сказанные американским апостолом гражданского неповиновения, сейчас, спустя более 150 лет, обретают для нас еще большее значение. За прошедшее время мир, в котором мы пребываем, обрел еще более агрессивные по отношению к человеку черты.

Пристегнутые историей к бешено мчащейся колеснице прогресса западной цивилизации, мы теряем последние ценности свои на дорогах потребления, которыми, как паутиной, техническая цивилизация опутывает весь мир. И нет – да и не может быть! – в этом искусственном мире «второй природы» места для человека. Все слова о создании гармоничного мира, в котором каждый обретет свое место и счастье, были и останутся фразеологией адептов «машинной» цивилизации. Для них важен не сам человек, как феномен Природы, а лишь самодовлеющие цели так называемого «прогресса», для достижения которых за человеком признается право быть лишь инструментом или средством.

При такой постановке вопроса человек не просто выделяется из природы, а он превозносится над ней, ровно также, как резец скульптора над глыбой мрамора. Но как только из первозданности возникнет «прекрасный новый мир» Хаксли, резец будет отброшен – он выполнил свою роль. Поэтому у человека нет настоящего, как самостоятельной ценности, существенно только будущее, достижению которого подчиняется вся деятельность индивидуумов. Но нет и будущего, т.к. в нем место личности занимает абстрактное человечество и его «счастье». Идеи протестантизма окончательно закрепили и убыстрили поворот развития западной цивилизации к противопоставлению Человека и Природы. И заложили основы философии «общества потребления».

Согласно ей, главным объектом приложения человеческой энергии является природа. Это единственный противник, враг рода человеческого, которого надо изжить в себе, победить, преобразовать согласно собственному разумению и поставить на службу обществу. Эта идея нашла свое отражение и в определенном лексиконе: «укротить», «штурм», «покорить» и т.д. Характерны слова, которые были написаны на стенах Севанского канала: «Течет вода Зангу-реки куда велят большевики».

С этой же точки зрения Природа обязательно должна приносить пользу, выгоду. «Безполезная» природа не имеет никакой собственной цены и, следовательно, в отношении нее допустимы любые действия: уничтожение верховых болот, очистка водоемов от «малоценных» и «малопродуктивных» видов рыб, спрямление русел рек и переброска вод, уничтожение воробьев и т.д.

Но, поставленная на грань уничтожения, Природа отнюдь не спешит, не проявляет пассивности в отношении к своему заблудшему сыну и создаваемой им «второй природе» - технической цивилизации. Она дает ему шанс и время осознать свои ошибки.

Отчуждение человека от природы (а мы подразумеваем – и от Леса) оборачивается для человека необратимыми метаморфозами его души. Рост числа раковых и коронарных заболеваний, жертв СПИДа и синдрома хронической усталости, детской преступности и количества самоубийств – далеко не полный перечень сигналов, посылаемых природой человеку и заставляющих его задуматься о правильности выбранного пути. Не является ли этот путь логическим тупиком, в который загоняет сама себя «машинная» цивилизация, отказавшаяся от гармонизации своих отношений с природой и возведшая в абсолют так называемые «права человека» и «европейские ценности»?

Страх за себя и обостренная ответственность за тех, кто живет рядом, дали толчок развитию нового взгляда, новой этике отношений Человека и Природы, которые, в свою очередь, легли в основу представлений о новом экологическом сознании.

Осознание этого факта, признание его непреложной истиной и послужило отправной точкой практики «уходов в Леса». Первоначально это были походы одиночек, тех, кто первым ощутил для себя. гибельность все более глубокого погружения в мир отравленных ценностей, предлагаемых современным обществом, безвозвратного растворения своей души в некой безликости, именуемой «прогрессом».

Стремление познакомить других с открывшимся в общении с природой новым мироощущением и дали толчок к нашей клубной традиции походов. Да и походы ли это? Они не несут в себе спортивного элемента, характерного для туризма, не являются средством времяпрепровождения и потребительского отношения к природе. Обостренное восприятие реальности через знакомство с творчеством Цветаевой и Бродского, Галича и Высоцкого, Стругацких и Брэдбери, дискуссии о социальных и экологических проблемах нашего общества, чтение у костра «самиздатовской» литературы породили явление, которое стало называться Духом ЮАШ.

Эта традиция существует и развивается уже более 12 лет, критический возраст для любой социальной системы или части ее (например - семьи). Были у нее свои взлеты и падения, но несомненно одно: она живуча и каждый вновь обращенный вливает в нее свежие силы, дает толчок дальнейшему развитию.

Но и Город, воплощение всех пороков, присущих технологической цивилизации не «отпускает» выросших в нем. Эгоизм, потребительство, стремление жить за чужой счет легли в основу такого явления как «халява». Она, как заразная болезнь, получила распространение и среди части членов ЮАШ. Так обозначился первый кризис в развитии нашего Клуба. Но эту, наметившуюся после второй Любимовской экспедиции, тенденцию потребительского отношения к Лесу удалось изжить: вокруг носителей их постепенно образовался «социальный вакуум» и носители халявы вынуждены были покинуть ЮАШ. Но наш Клуб - это не Адьюнский интернат Стругацких, он живет в городе, а значит рано или поздно «халява» вновь заявит о себе. Выживет ли в этих условиях ЮАШ –покажет время…

Традиции, которые возникают в обществе, в том или ином микросоциууме, не выбираются произвольно и в очень малой степени зависят от альтруистических лозунгов и устремлений. Они порождение целостности культуры и самым главным компонентом ее – образом Человека. Новое экологическое сознание необходимо должно иметь и нового носителя его, свободного от потребительского отношения к себе («Быть или иметь?» - Э. Фромм) и к близким, к природе, к Лесу. А это, в свою очередь, определяется образом Человека, который сложился в каждом из нас и в отношении к нему.

А сопричастность к бытию некоторого сообщества людей и идей для многих юашевцев отложилась на всю жизнь. Став взрослыми, они продолжат нести в себе корпоративное сознание: «мы с тобой одной крови – ты и я». И передавать его своим детям. И в этом залог сохранения Духа ЮАШ.


В.И. Смирнов, Ленинград, 1984 г.