Яцевич А.В. Возможности Интернет для рынка банковских услуг. Приложение I

Приложение I. Обзор источников информации

При подготовке к работе был проведен анализ и оценка различных источников информации (около 120). Основные выводы проведенного исследования можно сформулировать следующим образом.

Первое. В России в настоящее время фактически отсутствуют русскоязычные "бумажные" источники, посвященные экономическим аспектам использования Интернет в целом и в банковском деле в частности. Такие публикации, если и имеются, то носят в основном популярный характер, либо освещают технические аспекты использования Интернет. Большинство книг представляют собой нечто вроде инструкций пользователя по использованию специального программного обеспечения (в качестве примера можно привести, в общем, неплохую работу [10]).

Второе. Большинство публикаций интересующей тематики на русском языке делается различными Интернет - изданиями (или связанными с Интернет изданиями) и представлено в электронном виде. При этом основная масса публикаций также носит популярный характер, либо посвящено техническим и технологическим аспектам использования Интернет. (Это фактически вынудило автора обратиться к англоязычным источникам). Таким образом, в целом можно констатировать почти полное отсутствие профессиональных экономических публикаций, посвященных использованию Интернет. Приятным исключением и, вероятно, первой русскоязычной научной публикацией является работа [9]. Однако и эта работа не является оригинальной разработкой - она представляет собой обзор конференции "Будущее денежной политики и банковского дела", проведенной в Вашингтоне в июле 2000г. Мировым банком и МВФ.

Третье. Качество электронных публикаций, существующих в настоящее время, можно оценить как низкое. Отсутствует как культура электронных публикаций (в основном это касается русскоязычных публикаций), так и общепризнанная система оценки значимости публикаций типа индекса цитирования принятого в научном сообществе. В работах часто приводятся данные без ссылки на источник1 или без описания способа их получения. Публикуемые численные оценки часто содержат PR-компоненту, т.е. носят рекламный характер и являются явно завышенными (либо заниженными). Последнее в первую очередь касается данных, публикуемых крупными телекоммуникационными компаниями и фирмами-разработчиками программного обеспечения - "делателями Интернет рынка". (Подробнее об этом говорится в работе [70]).

В силу вышеизложенного при подготовке настоящей работы автор использовал в основном англоязычные электронные публикации. При этом подбор источников осуществлялся на основании таких критериев как доступность источника, авторитетность источника, "академичность" источника, частота цитируемости и консервативность приводимых оценок.

Многие электронные публикации являются платными, поэтому доступ к ним ограничен - бесплатно можно получить только отдельные публикации. Примером таких источников являются известные журналы (The Economist, Retail Banking, Online Banking Report) и отчеты большинства аналитических агентств и финансовых институтов (Goldman Sachs, The Forrester Research и др.).

Авторитетность источника - признание его в банковском и финансовом мировом сообществе - определялась по ссылкам на источник. Например, если Мировой банк в своих публикациях ссылается на данные, полученные The Boston Consulting Group (BCG), то BCG автор считает авторитетным источником.

"Академичность" источника определялась по авторам публикаций. К "академичным" источник относился, если авторы публикаций являлись сотрудниками академических учреждений или финансовых институтов.

Ниже приведен список основных электронных источников (изданий), использованных в настоящей работе. В скобках указан адрес источника в сети Интернет (URL).

  1. Журнал The Journal of Internet Banking and Commerce (JIBC, http://www.arraydev.com/commerce/JIBC, ISSN 1204-5357). Это наиболее "академичное" по составу авторов издание, посвященное электронному банкингу и онлайновой коммерции.
  2. Журнал Online Banking Report: Latest Trends in the Internet Banking Industry (OBR, http://www.onlinebankingreport.com). Крупнейший журнал, посвященный исключительно Интернет - банкингу; выпускается как в бумажном, так и электронном виде. Бесплатный доступ к материалам ограничен.
  3. Журнал Retail Banker International (http://www.lafferty.com). Одно из самых авторитетных изданий, посвященных банковскому делу. С ним сотрудничают мировые консалтинговые фирмы (Price Waterhouse, Ernst & Yang и др.). Выпускается как в бумажном, так и в электронном виде. Бесплатный доступ к материалам ограничен.
  4. Материалы конференции "Будущее денежной политики и банковского дела", проведенной Всемирным банком (World Bank, http://www.worldbank.org) в июле 2000г. в Вашингтоне.
  5. Публикации Банка международных расчетов (BIS, Bank for International Settlements, http://www.bis.org).
  6. Публикации аналитического агентства The Forrester Research (http://www.forrester.com). The Forrester Research - один из наиболее цитируемых источников в работах, посвященных развитию телекоммуникаций и Интернет и их применению в бизнесе. Агентство проводит систематические опросы финансовых институтов и других организаций по различным аспектам использования Интернет.
  7. Публикации аналитического агентства The Boston Consulting Group (BCG, http://www.bcg.com). BCG систематически исследует Интернет и дает наиболее качественные (с точки зрения автора) оценки и прогнозы развития электронного бизнеса в Интернет. Оценками BCG пользуются различные организации и крупные консалтинговые фирмы (World Bank, Goldman Sachs и др.). Кроме того, по личному наблюдению автора, оценки The Boston Consulting Group являются самыми консервативными по сравнению с оценками других аналитических агентств и изданий.
  8. Аналитические отчеты и материалы конференций Региональной общественной организации "Центр Интернет-технологий" (РОЦИТ, http://www.rocit.ru). РОЦИТ - самая авторитетная организация, исследующая русскоязычный сегмент Интернет.
  9. Публикации отечественного информационно-аналитического электронного издания "Интернет и инвестиции" (http://i2r.rusfund.ru). На сайте издания собрана наиболее полная информация на русском языке о развитии Интернет и его использовании в экономических целях.
  10. Публикации сайта "Банкир RU" (http://www.bankir.ru). На сайте собрана крупнейшая в русскоязычном сегменте Интернет подборка материалов о банковском деле, ведется множество телеконференций, на которых обсуждаются последние изменения в законодательстве России, банковском бухучете и технологические аспекты банковского дела.
  11. Публикации компании "Интернет Маркетинг" (http://www.internetmarketing.ru). Компания проводит комплексное маркетинговые исследования Интернет в России, ее услугами пользуются лидеры отечественного интернет-банкинга Гута-банк, Банк "Северная Казна" и др. В частности, она исследует активность Российских банков в Интернет и публикует рейтинг веб-сайтов отечественных банков (http://www.internetmarketing.ru/rating).
  12. Информационно-аналитическое издание "Развитие финансовых Интернет-услуг в России" (http://www.internetfinance.ru, http://www.efinance.ru). Издание отслеживает все российские ресурсы и системы связанные с оказанием финансовых услуг в Интернет в категориях "i-trading" (Интернет-трейдинг) и "i-banking" (Интернет-банкинг). В частности, здесь можно найти постоянно обновляемый список российских банков, предоставляющих услуги через Интернет.
  13. Журнал "Банковские технологии" (http://www.bizcom.ru). Издается в "бумажном" и в электронном виде. В комментариях не нуждается.
  14. Журнал "Мир электронной коммерции" (http://www.osp.ru/ecom/). Издается как в "бумажном", так и в электронном виде. Единственный в России журнал, посвященный исключительно электронному бизнесу, издается ЗАО "Открытые системы".
1Вследствие этого в настоящей работе иногда цитируются не оригинальные публикации, а публикации, в которых автор нашел тот или иной результат.
© 2001 Яцевич А.В.