Andrew Jelly

YAS, не-YAS и post-YAS.


Но куда торопиться теперь?
Если те, кто и помнил - забыли.
Двадцать лет - это срок,
Что длиннее и глубже могилы...
/откуда?/

Давно уже наступили времена неразвитого капитализма, сменив развитой социализм, а мы все еще живы. Куда как странно. И, что еще загадочней, вроде бы существует YAS. Но вот существует или вроде-бы?

Что есть YAS - вопрос темный, даже в FAQ на него не дано прямого ясного ответа. Посему будем считать, что YAS есть множество YAS-евцев, ведущих преподавательскую деятельность и считающих себя именно YAS (что в свете последних событий звучит особенно смешно).

1. История кризиса

Итак, в последние годы имеет место резкий спад числа детей приходящих в YAS, и как следствие - общее снижение ее численности. Почему этот спад имеет место - вопрос. Ведь даже в "суровые тоталитарные годы" в планетарии на первом собрании сидело аж по 300 человек. Естественно, многие пытались объяснить причины провала в годы "perestroyki". Были выдвинуты разные теории, в числе которых наиболее известна теория "потенциального барьера".

Понятно, что в этом тексте нам грех не выдвинуть свое объяснение наблюдаемых эффектов. Если придумать ярлык для этой теории, то разумно звать ее "теорией полюсов притяжения". Суть - тривиальна и почти ясна из названия, но на всякий случай мы продолжим.

2. Полюса

Прежде всего - основной тезис:
У ребенка есть свободное время (это, кстати, такое благо - кто не знает) и он тратит его на весчи, которые ему интересны (даже потенциально), распределяя его пропорционально притягательности этих весчей для него.

Что же дальше? А вот что:
Возьмем годы "за-стоя". Понятно, что, несмотря на героические усилия тов. Прежнего, Черненко и дедушки Андропки, привлекательность идеалов партии во всех слоях обсчества планомерно снижалась. Соответственно, все меньший процент детей хотел стать стахановцами, колхозниками или пионэрами-героями. Более того, уже прошел слух что на западе нужны умные люди, и жить-то там, гораздо лучше, чем здесь. Формы ухода от государства (таки как самодеятельный туризм) тоже процветали. Ясен пень, что YAS с ее диссидентско-лесной направленностью к звездам была на коне. На первых курсах ребенок думал: "я полечу к звездам", а на третьем - "если надо, в Вене пересяду на Нью-Йорк". Если не дадут - можно перейти границу в Карелии. К тому же, идеологический пресс выпускал пары, а Комитет Глубинного Бурения бурил уже в сторону западных банков.

В этих условиях YAS давала довольно увлекательное занятие на текущий момент и интересные перспективы на будущее.

3. "Что изменилось за эти 12 месяцев? Угадай с налета"

"Правильно, ничего"... Sorry, увлекся.
Изменилось многое.

То есть мы получили свободу в большом объеме. И дело тут не в барьерах. Скорее - полюсов притяжения стало на порядок больше. Раньше ребенок выбирал между "ворошиловским стрелком", "юным чекистом" (почти одно и тоже), кружком "умелые руки" и в числе прочего - YAS. Теперь все стало не так. Появилось так много интересного, что я сам порой удивляюсь - отчего я до сих пор не в "CANDYMAN" (как Анюта) или не на - тусовке роллеров-униформистов (как Аранович), или не торгую с лотка CD-ROM-ами (шучу типа).

4. Post-YAS

Все стало предельно доступно. Вопрос теперь только в деньгах. Как это работает: да очень просто. Ясно, что согласно принципу Дирихле, нельзя расставить 12 лошадей по 11 стойлам так, чтобы в каждой было лишь по одной лошади. Но расставляли. И в результате получалось так, что люди с разными интересами все же попадали в одну группу. Это было видно даже по YAS. Одних привлекали зеленые человечки, другие любили строить телескопы, третьи начитались умных книжек. И так во всем. Сейчас проблемы практически нет. Весь спектр интересов охвачен. Кроме того, имеются мощные разделительные фильтры, такие как [M]TV, которые ориентируют массы "правильным" образом. Только выбирай. Число детей в стране не выросло. Увы. А число касс со "счастливыми билетами" - увеличилось. Не удивительно, что к нашей кассе стоит меньше народу. Мне вообще непонятно, как в YAS еще приходят люди. Ведь, казалось бы - есть современная музыка, есть ролики, велосипеды, скейты etc, есть девочки, есть душистая травка и вкусные колеса, есть интернет (см. девочки), и есть сколько угодно Pepsi. Может быть это пагубное влияние родителей? Не исключаю. Все это уже относится не к YAS как таковой, а скорее к Post-YAS, YAS которая "как-бы есть" теперь. А что же такое не-YAS? Об этом - ниже.

5. Не-YAS

Под не-YAS мы будем понимать любую [опять же образовательную] деятельность, построенную бывшими YAS-евцами но на принципах отличных от YAS как таковой. Префикс "не" не следует понимать здесь как формальное отрицание. Приведем примеры не-YAS. Конечно, это Смирновцы, безусловно - люди Арановича, и, разумеется, самый яркий пример - колледж Сенатора. Все они имели с ЮАШ точки соприкосновения, но отошли так далеко, что называть их YAS уже неправомочно. В каждом из случаев был утерян или намерено вычеркнут какой-либо из основополагающих принципов YAS. Но даже при таком "урезании" эти организации зачастую были лучше государственных. Забавно и то, что многие из принципов декларируемых для YAS лишь мешают ее позиционированию на рынке. Играя на этом (отсекая "непопулярные" принципы и добавляя "популярные"), можно сильно увеличить приток людей. (Представьте плакат поперек Невского "В YAS - вместе с PEPSI!!!").

6. Кризис преподавания

Выше мы рассмотрели механизм оттока из YAS учащихся. Но, примерно тот же механизм ведет и к оттоку преподавателей. Точнее - хороших преподавателей. Странный факт, но YAS нужны не только учащиеся или сочувствующие (вроде меня ;). Ей нужны и преподаватели. (Вот прикол - YAS не нужны свои собственные выпускники :) Ведь YAS готовит не педагогов, а скорее - астрономов, программистов, туристов и халявщиков. Педагоги тоже где-то есть, их готовят f.e. в Герценовском... Но лучше бы их там не готовили.

Человеку, не учившемуся в YAS, очень трудно стать хорошим преподавателем для YAS, более того - даже человеку учившемуся там это не легко. Я, например, просто не люблю детей. То есть могу, конечно, объяснить, чем отличается POP3 от IMAP ребенку, но это если он будет один, и + к тому, возраста 10 класса. Может быть - смог бы и семикласснику. Но - нет желания. Желание же необходимо, хоть и не достаточно. Вспомним пример Льва (не Абалкина). Итак, мало мочь - надо хотеть, равно, как мало хотеть - надо мочь.

"Но вы забываете о 300 блестящих выпускниках университета!" - сказал бы мой прошлый начальник и был бы по-своему прав. Конечно, люди из универа могли бы порассказать баек YAS-евцам. А некоторые даже хотели бы. Но, много ли их?

7. Преподавание - ретроспектива и перспектива

Посмотрим, что было раньше:
Если вы хотели преподавать, но не устраивали гос. систему (или она не устраивала вас) у вас было 2 основных выхода:

  1. Сменить работу (или даже страну)
  2. Идти в такие загадочные места как YAS, и там, за скромную плату (а то и бесплатно) делать свое черное дело.

Вспомним, с каким трудом несчастные энтузиасты отвоевывали свое право на новые методы преподавания и воспитания. Пробить систему и получить официальное признание было практически невозможно. Не то сейчас. Полюсов притяжения опять же стало больше.
Пусть я умею и хочу оказывать влияние на неокрепшие умы, и пусть гос. учебные заведения меня не устраивают, я могу:

  1. Открыть свое заведение (пансион благородных девиц).
  2. Пойти в одно из десятков уже открытых негосударственных контор.
  3. Пойти в одну из многочисленных традиционных конфессий.
  4. Пойти в школу мистического опыта.
  5. Пойти ведущим на радио/телевидение.
  6. Если ничего не помогает - уйти в политику.

Ясно, что предпочесть всему этому YAS довольно странно. Пусть даже такие люди найдутся, однако, их надо как-то удерживать. Ведь многие наивно думают что "всякий труд должен быть оплачен". Вспомним хорошего преподавателя и философа душку Пеева. Он таки покинул нас, так как его работа не была оплачена "качественно и в срок". Многих позвала "лучшая доля" - из их числа Куперман, живущий ныне в Израиле. "Можно продолжать перечислять, но недосуг..."

8. Что делать?

Пусть вы не дрогнули под тяжестью приведенных аргументов и продолжаете гнуть свое = мы хотим, чтобы YAS жила, ширилась и процветала. Как этого добиться? Тут есть варианты. Я бы выделил 3 пути:

  1. Подождать пока интерес к естественным наукам среди молодежи достигнет небывалой высоты.
  2. "Правильно" позиционировать YAS с точки зрения PR, раскрутиться и пожинать плоды :)
  3. Поиметь богатого спонсора, набрать (воспитать) крутых преподов, и опять же, см. пункт ii.

Отбросив пока первый пункт мы заметим, что со вторым есть проблемы. Действительно, что собственно мы будем позиционировать? Что есть YAS? (опять этот вопрос). Коллектив опытных преподавателей? Нет. Множество неких важных принципов? Опять нет. Опыт накопленный преподавателями проводящими в жизнь эти принципы? Тоже не очевидно. Конечно, можно плюнуть на фактическую сторону вопроса как многие другие конторы. Выражаться расплывчато, например, "YAS - мы знаем, что нужно вашему ребенку!" или "Все делают вид... мы даем РЕАЛЬНЫЕ знания!". И так далее. Беда в том, что идя на подобные уловки мы скорее перешли бы в плоскость не-YAS, чем достигли бы цели. Кстати, оказывается, что и сейчас призыв Гагарина (поехали!), казалось бы, потерявший остроту в начале 90-х годов, когда многие поверили, что "и у нас в колхозе будет лампочка Ильича" (будет хорошо), снова безумно актуален. Ибо - хорошо не стало. И теперь, можно с тем же успехом, что и раньше поднимать сей лозунг на щит в видоизмененной/облагороженной форме. Например "Вы хотите, чтобы у Ваших детей было будущее? YAS - школа для отъезжающих!". Или короче: "В штаты - только с YAS!". Самое интересное, это почти правда. Взглянув на имена доменов верхнего уровня в адресах бывших YAS-евцев нетрудно в этом убедиться. И это процесс, он видимо не остановится. Собственно - с отъездом Олега и Саши YAS имеет большие шансы кануть в лету.
Еще одно замечание - третий пункт также предполагает после себя второй. Ибо приток денег еще не есть приток людей. Надо доказать, что именно твои преподаватели и методики лучше. (Что трудно, особенно учитывая отсутствие учебников "методика преподавания на I-II курсах ЮАШ". Может, пора садиться за эти самые методики?).

9. Почему? Зачем?

Я уже предлагал однажды Саше подойти к проблеме с другой стороны. А именно, ответить себе на вопрос, зачем мы собственно хотим "продолжения дела YAS"? Или, более приземленно - откуда идет желание забивать детям голову тем, чем нам забили ее в молодости. Почему бы нам не остановиться в этом желании. Сходить к психоаналитику (это дорого, правда). Эксплицировать застарелые комплексы. Но - не идем. Даже те, кто это желание еще не изжил. Но будет ли так вечно? Вспомним Сенатора, который отошел от "духа YAS" ой как далеко, и не испытывал прегрызений совести. Вспомним остальных. Неужели действительно есть этот пресловутый "дух".

Вот вопросы, ответы на которые интересно было бы услышать от "активных YAS-евцев", то бишь людей, которые делают нечто не "через силу", а по "зову сердца", примерно как я сижу сейчас за машинкой.

10. Заговор?

А может прав в своих заморочках бедный Илья Лаппин видящий в Сергееве некого идеологического диктатора, серого кардинала, насильственно укладывающего свободное течение мысли в прокрустово ложе им же самим и придуманной YAS-евской идеологии? May be...
Используя способности к чтению и записи мыслей в неокрепшие мозги он заставляет всех нас мыслить одинаково шаблонно, подавляя свободное творчество детей, желающих прихода раскрепощенной манеры Eсенина на смену келейной эклектике Бродского, и конкретности Стивена Кинга взамен широких мазков Томаса Вулфа (загнул блин...)

Нет. Я думаю, что все не так страшно, и время [aнти]меморандумов еще не наступило. Просто кто-то видит (или помнит) то, чего другой уже не застал. Утрата, утрата...

12. Зачем это написано?

Как было сказано в одной конференции, основная идея книги "Солярис" - "среди звезд нас ждет неизведанное". А основная идея одноименного фильма Тарковского "среди звезд нас ждет неизведанное, а мы и в себе-то ни фига не понимаем". С этим я готов согласиться. Понятно, что данный текст есть еще одна попытка разобраться в себе и других (и для других), натянув реальность на каркас своих ощущений, почувствовать его слабость, или, быть может, уловить слабый ветер перемен...


14.10.99  В начало


© 1999, Andrew Jelly