Об идейном кризисе

А.В.Яцевич

Данная работа возникла как реакция на одноименную статью А.Г.Сергеева в Канале связи N16. Она публиковалась в виде электронных писем в локальной сети НОО в конце июля 1994г.

1. Общие соображения о кризисе

SAG в КС диагностирует состояние НОО как деградацию, обусловленную

  1. а) некомпетентностью/отсутствием профессионализма и
  2. б) "грузом старых форм".

Я попробовал проанализировать, насколько верен такой диагноз:

SAG: "Под качеством деятельности я имею в виду свойства деятельности, являющиеся прямым следствием компетентности и квалифицированности ее участников, в частности: организационную и финансовую успешность и стабильность, психологический комфорт для участников, перспективность в смысле профессионального роста и т.п."

Я думаю, что

  1. компетентность и квалификация участников деятельности не является достаточным условием организационной и финансовой успешности и стабильности - последние, как минимум сильно зависят от внешних обстоятельств;
  2. не всегда компетенция и квалификация являются и необходимым условием - личный опыт, если угодно.

Поэтому я не могу диагностировать сложившуюся ситуацию как "деградацию".

Моя точка зрения:

  1. В момент создания НОО никто (почти все) участники деятельности обладали нулевым уровнем компетентности и квалификации.
  2. С момента создания НОО, компетентность и квалификация участников деятельности постоянно росла (вы росли в программировании, я - в сфере администрирования) посредством научения.
  3. В этом смысле, качество деятельности повышалось.
  4. Деятельность фирмы следует оценивать как успешную: появились машины и помещения - рост материально-технической базы, плюс профессиональный рост.
  5. Теперь ситуация диагностируется как "достижение уровня собственной некомпетентности" (см. Паркинсона): исчерпаны ресурсы дальнейшего роста.
  6. Посему требуется структурная перестройка фирмы: изменение внутренних обстоятельств и/или форм деятельности.
  7. (Иначе, "деградация" начнется завтра).

ЗАМЕЧАНИЕ: Под специалистом следует понимать специалиста, а не "людей, владеющих механизмами социальной ориентации" (SAG): специалистов/профессионалов в буквальном смысле слова в области социальной ориентации не существует (по крайней мере у нас в стране).

Более конкретно.
Было ли "объективное снижение качества деятельности во всех видах, осуществляемой деятельности" (см.КС)?

  1. Образовательная деятельность1
    СПбНУ: Колледж:
  2. Научная деятельность

    Барышев & К - никуда не "уплыли", даже прославились поездкой на конференцию и статьями, даже журнал умный издавать начали!2

  3. Производственная деятельность3
    Здесь вам, г-да, конечно виднее, но я неоднократно слышал, что сделаны существенные наработки.
В общем мне сложно говорить о деградации и ухудшении...

2. Психологический трек эволюции НОО

  1. Тронь создает фирму и привлекает ex-учеников в качестве рабочей силы.
  2. Ученики не обладают достаточной квалификацией ни как рабочая сила, ни как организаторы (как организаторы они и не рассматриваются).
  3. На протяжении 1991-1993гг. организация персонифицируется с Тронем.
  4. В это же время акторы4 набираются опыта самостоятельной работы (происходит рост квалификации участников как рабочей силы).
  5. "Груз старых форм":
    а) неясная/ неосознанная система управления, направленная на достижение результата, который также неясен акторам, поскольку п.3;
    б) установка на единство: невозможность психологически отделить себя от коллектива, равно от совместной деятельности (квазиперсонификация актора с деятельностью)5;
  6. В рамках деятельности происходит осознание самости (атомарности) участников - их самоопределение - "взросление" в стиле "это не-я(не мое)".
  7. Это, в свою очередь,
    а) приводит к противоречию [ (4 => 6) => (5a ?!? 5b) ], которое осознается как проблема управления
    б) и инициирует проблему ответственности акторов6

    Так в КС N16, SAG пишет: "Попытка продолжения деятельности в прежнем стиле должна квалифицироваться как безответственность..." - это следует интерпретировать как нежелание брать ответственность за действия/последствия, которые "не-мои".

    в) т.е. происходит деперсонификация деятельности: возникает проблема целенаправленности/осмысленности деятельности для актора ("осознается как")
    ЗАМЕЧАНИЕ: Этими психологическими причинами можно объяснить и "отток талантливой молодежи".

3. Развитите фирмы - "взгляд со стороны"

Это - область предположений, построенных в основном на декларациях Троня и моих ассоциациях.
  1. Какова была цель/миссия фирмы, или чего хотел Тронь?

    Минимум три последних года я прослеживаю следующую декларацию: "создание интегрированной среды, в которой занимались бы наукой и образованием". Можно предполагать, что результат деятельности виделся как создание образовательного учреждения, дающего среднее образование и еще что-то сверх, это "сверх" уже в 1990г. называлось Независимым университетом (ПНУ). Тронь возводит идею высшего образования к 1982г. (Это, судя по всему, связано с переездом Земцова в Москву и возникшими московскими контактами с Россйско-американским независимым университетом).

  2. Исходные ресурсы:

    Связи Троня, плюс дешевая рабочая сила (но не квалифицированная), плюс несомненно его (Троня) харизма и психологическая установка акторов - последнее входит в стоимость рабочей силы.
    Денежный и материальный капитал следует оценивать как нулевой.

  3. Путь достижения цели:

    Если подходить с точки зрения Троня, то путь по достижению цели - случайное блуждание "по направлению" к цели.

    ЗАМЕЧАНИЕ: Установка Троня, судя по всему, осталась на сегодня неизменной: внешняя среда обладает высокой степенью неопределенности (a la квантовой, т.е. принципиальной), поэтому не существует рационального пути достижения цели, следовательно, эти пути иррациональны: происходит пошаговое "блуждание", где каждый шаг - интуитивная реакция на воздействия окружающей среды по принципу carpe diem (лови момент). Иначе говоря, выбор на каждом шагу происходит с "опорой на (предшествующий) опыт".

    Если абстрагироваться, то развитие НОО представимо и таким образом:

    • - расширение деятельности/производства (освоение новых видов деятельности) в условиях ограниченных ресурсов (см.п.2) может идти
      1. а) через привлечение новых ресурсов;
      2. б) через увеличение производительности имеющихся ресурсов, т.е. через переход к новой технологии производства (в нашем случае это было бы профподготовкой акторов и изменением системы управления);
    • - IMHO7, был использован вариант а), т.е. экстенсивное производство, причем привлекались в основном свои люди - с определенной психологической установкой ("дешевая рабочая сила")8.
  4. Результат: Я считаю что цель была достигнута (см. параграф 1).
  5. Выводы:
    1. НОО было в стадии экстенсивного роста.
      Рост квалификации акторов скорее следствие оного.
    2. Если учесть de facto директивный способ управления фирмой (наш "либерализм" - эрзац демократии, IMHO), то назрел "классовый" кризис:
      - экстенсивная политика развития требует привлечения новых ресурсов;
      - акторы не могут далее повышать свою производительность ("достигли уровня своей некомпетентности") - здесь можно говорить об исчерпании внутренних ресурсов НОО; - привлечение внешних ресурсов, т.е. новых акторов (в силу идеологической установки) рассматривается как штрейхбрехерство.9
    3. В настоящий момент мы имеем:
      1) исчерпание (внутренних!) ресурсов дальнейшего (экстенсивного!) роста;
      2) невозможность дальнейшего расширения деятельности с сохранением status quo.

      SAG в КС N16 пишет: "НОО не способно в настоящее время осуществлять деятельность по всем запущенным проектам и тем более расширять их".

    4. Поэтому необходимо изменение форм деятельности (переход к новой технологии производства и т.д.)
Кратко
 

Origin: Будем пессимистами ! ;(


Комментарии:
  1. Образовательная структура НОО в 1994г. включала: СПбНУ (Санкт-Петербургский независимый университет, ВУЗ) и Колледж (Колледж N 642 «Земля и Вселенная», средняя школа) и собственно ЮАШ (дополнительное среднее образование). Вернуться.
  2. Здесь речь идет о создании журнала "Гравитация". Вернуться.
  3. Производственная деятельность НОО в то время осуществлялась силами Лаборатории математики и компьютерных методов, создававшей коммерческое программное обеспечение. Вернуться.
  4. Актор - участник деятельности. Вернуться.
  5. Аллюзия: элемент - множество. Вернуться.
  6. Из возрастной психология известно, что молодежь переходного возраста "качает права" (требует самостоятельности), но когда дело доходит до ответственности - прячется за спину родителей. Вернуться.
  7. IMHO (фидошное) - "по моему скромному мнению". Вернуться.
  8. Аллюзия: освоение целины. Вернуться.
  9. Аллюзия из области "классовой борьбы": интересы капиталиста и рабочей силы противоположны - удовлетворение тех и других возможно только при замене низкой технологии на более производительную(если не рассматривать расширенного производства на стадии раннего капитализма). Вернуться.
  10. Nota bene (латин.) - "обратите внимание". Вернуться.