Об идейном кризисе
А.В.Яцевич
Данная работа возникла как реакция на одноименную статью А.Г.Сергеева в Канале связи N16. Она публиковалась в виде электронных писем в локальной сети НОО в конце июля 1994г.
1. Общие соображения о кризисе
SAG в КС диагностирует состояние НОО как деградацию, обусловленную
- а) некомпетентностью/отсутствием профессионализма и
- б) "грузом старых форм".
Я попробовал проанализировать, насколько верен такой диагноз:
SAG: "Под качеством деятельности я имею в виду свойства деятельности, являющиеся прямым следствием компетентности и квалифицированности ее участников, в частности: организационную и финансовую успешность и стабильность, психологический комфорт для участников, перспективность в смысле профессионального роста и т.п."
Я думаю, что
- компетентность и квалификация участников деятельности не является достаточным условием организационной и финансовой успешности и стабильности - последние, как минимум сильно зависят от внешних обстоятельств;
- не всегда компетенция и квалификация являются и необходимым условием - личный опыт, если угодно.
Поэтому я не могу диагностировать сложившуюся ситуацию как "деградацию".
Моя точка зрения:
- В момент создания НОО никто (почти все) участники деятельности обладали нулевым уровнем компетентности и квалификации.
- С момента создания НОО, компетентность и квалификация участников деятельности постоянно росла (вы росли в программировании, я - в сфере администрирования) посредством научения.
- В этом смысле, качество деятельности повышалось.
- Деятельность фирмы следует оценивать как успешную: появились машины и помещения - рост материально-технической базы, плюс профессиональный рост.
- Теперь ситуация диагностируется как "достижение уровня собственной некомпетентности" (см. Паркинсона): исчерпаны ресурсы дальнейшего роста.
- Посему требуется структурная перестройка фирмы: изменение внутренних обстоятельств и/или форм деятельности.
- (Иначе, "деградация" начнется завтра).
ЗАМЕЧАНИЕ: Под специалистом следует понимать специалиста, а не "людей, владеющих механизмами социальной ориентации" (SAG): специалистов/профессионалов в буквальном смысле слова в области социальной ориентации не существует (по крайней мере у нас в стране).
Более конкретно.
Было ли "объективное снижение качества деятельности во всех видах, осуществляемой деятельности" (см.КС)?
- Образовательная деятельность1
СПбНУ:
- - качество преподавания в СПбНУ явно возросло (в предыдущем году читалась куча шаманского бреда ,а в предпредыдущем не было и намека на академичность!);
- - администрирование (организационная деятельность) вообще не сравнить - по крайней мере, появился порядок в документах хоть какой-то, показательно, что затраты рабочего времени на администрирование упали на 2-3 порядка!
Колледж:
- - несмотря на то, что он "откололся" качество деятельности (организационной) только возросло (кажется, даже благодаря отколу);
- - о качестве образования судить не берусь, но врядли оно сильно ухудшилось, если ухудшилось вообще.
- Научная деятельность
Барышев & К - никуда не "уплыли", даже прославились поездкой на конференцию и статьями, даже журнал умный издавать начали!2
- Производственная деятельность3
Здесь вам, г-да, конечно виднее, но я неоднократно слышал, что сделаны существенные наработки.
В общем мне сложно говорить о деградации и ухудшении...
2. Психологический трек эволюции НОО
- Тронь создает фирму и привлекает ex-учеников в качестве рабочей силы.
- Ученики не обладают достаточной квалификацией ни как рабочая сила, ни как организаторы (как организаторы они и не рассматриваются).
- На протяжении 1991-1993гг. организация персонифицируется с Тронем.
- В это же время акторы4 набираются опыта самостоятельной работы (происходит рост квалификации участников как рабочей силы).
- "Груз старых форм":
а) неясная/ неосознанная система управления, направленная на достижение результата, который также неясен акторам, поскольку п.3;
б) установка на единство: невозможность психологически отделить себя от коллектива, равно от совместной деятельности (квазиперсонификация актора с деятельностью)5;
- В рамках деятельности происходит осознание самости (атомарности) участников - их самоопределение - "взросление" в стиле "это не-я(не мое)".
- Это, в свою очередь,
а) приводит к противоречию [ (4 => 6) => (5a ?!? 5b) ], которое осознается как проблема управления
б) и инициирует проблему ответственности акторов6
Так в КС N16, SAG пишет: "Попытка продолжения деятельности в прежнем стиле должна квалифицироваться как безответственность..." - это следует интерпретировать как нежелание брать ответственность за действия/последствия, которые "не-мои".
в) т.е. происходит деперсонификация деятельности: возникает проблема целенаправленности/осмысленности деятельности для актора ("осознается как")
ЗАМЕЧАНИЕ: Этими психологическими причинами можно объяснить и "отток талантливой молодежи".
3. Развитите фирмы - "взгляд со стороны"
Это - область предположений, построенных в основном на декларациях Троня и моих ассоциациях.
- Какова была цель/миссия фирмы, или чего хотел Тронь?
Минимум три последних года я прослеживаю следующую декларацию: "создание интегрированной среды, в которой занимались бы наукой и образованием". Можно предполагать, что результат деятельности виделся как создание образовательного учреждения, дающего среднее образование и еще что-то сверх, это "сверх" уже в 1990г. называлось Независимым университетом (ПНУ). Тронь возводит идею высшего образования к 1982г. (Это, судя по всему, связано с переездом Земцова в Москву и возникшими московскими контактами с Россйско-американским независимым университетом).
- Исходные ресурсы:
Связи Троня, плюс дешевая рабочая сила (но не квалифицированная), плюс несомненно его (Троня) харизма и психологическая установка акторов - последнее входит в стоимость рабочей силы.
Денежный и материальный капитал следует оценивать как нулевой.
- Путь достижения цели:
Если подходить с точки зрения Троня, то путь по достижению цели - случайное блуждание "по направлению" к цели.
ЗАМЕЧАНИЕ: Установка Троня, судя по всему, осталась на сегодня неизменной: внешняя среда обладает высокой степенью неопределенности (a la квантовой, т.е. принципиальной), поэтому не существует рационального пути достижения цели, следовательно, эти пути иррациональны: происходит пошаговое "блуждание", где каждый шаг - интуитивная реакция на воздействия окружающей среды по принципу carpe diem (лови момент). Иначе говоря, выбор на каждом шагу происходит с "опорой на (предшествующий) опыт".
Если абстрагироваться, то развитие НОО представимо и таким образом:
- - расширение деятельности/производства (освоение новых видов деятельности) в условиях ограниченных ресурсов (см.п.2) может идти
- а) через привлечение новых ресурсов;
- б) через увеличение производительности имеющихся ресурсов, т.е. через переход к новой технологии производства (в нашем случае это было бы профподготовкой акторов и изменением системы управления);
- - IMHO7, был использован вариант а), т.е. экстенсивное производство, причем привлекались в основном свои люди - с определенной психологической установкой ("дешевая рабочая сила")8.
- Результат: Я считаю что цель была достигнута (см. параграф 1).
- Выводы:
- НОО было в стадии экстенсивного роста.
Рост квалификации акторов скорее следствие оного.
- Если учесть de facto директивный способ управления фирмой (наш "либерализм" - эрзац демократии, IMHO), то назрел "классовый" кризис:
- экстенсивная политика развития требует привлечения новых ресурсов;
- акторы не могут далее повышать свою производительность ("достигли уровня своей некомпетентности") - здесь можно говорить об исчерпании внутренних ресурсов НОО;
- привлечение внешних ресурсов, т.е. новых акторов (в силу идеологической установки) рассматривается как штрейхбрехерство.9
- В настоящий момент мы имеем:
1) исчерпание (внутренних!) ресурсов дальнейшего (экстенсивного!) роста;
2) невозможность дальнейшего расширения деятельности с сохранением status quo.
SAG в КС N16 пишет: "НОО не способно в настоящее время осуществлять деятельность по всем запущенным проектам и тем более расширять их".
- Поэтому необходимо изменение форм деятельности (переход к новой технологии производства и т.д.)
Кратко
- Эволюционный трек фирмы (НОО)
1. НОО было в стадии экстенсивного роста | 1991-93 |
2. Ресурсы роста исчерпаны | 1994 |
3. Дальнейшее расширение приведет к коллапсу (NB10: к коллапсу команды, а не фирмы!) | 1995 |
- Выводы:
Основная проблема лежит в области технологии. Наша "сфера производства" - организационная. Поэтому, изменение технологии - изменение системы управления!..
* * *
Поскольку я торопился, то этот текст - слегка "причесанная" цепочка моих ассоциаций. Вот еще несколько моментов (я их проговаривал):
- - Cтоит ли сворачивать/замораживать недоходные виды деятельности (т.е. науку и образование)?
- - Не знаю. Конечно, гильотина помогает от насморка. Я вижу "перестройку" как "локализацию" (ср. экстериоризация) деятельности.
- - Cтоит ли отказываться от установки на уникальность?
- - Все пособия по менеджменту наоборот призывают воспитывать дух уникальности фирмы. Конечно, в сфере управления (администрирования/менеджеринга) отказаться от такого тезиса необходимо - попытки создать нечто отличное о прототипов, следует признать неуспешными и нерентабельными и т.д. И здесь основной вопрос: как перейти к этим самым прототипам?
Origin: Будем пессимистами ! ;(
Комментарии:
- Образовательная структура НОО в 1994г. включала: СПбНУ (Санкт-Петербургский независимый университет, ВУЗ) и Колледж (Колледж N 642 «Земля и Вселенная», средняя школа) и собственно ЮАШ (дополнительное среднее образование). Вернуться.
- Здесь речь идет о создании журнала "Гравитация". Вернуться.
- Производственная деятельность НОО в то время осуществлялась силами Лаборатории математики и компьютерных методов, создававшей коммерческое программное обеспечение. Вернуться.
- Актор - участник деятельности. Вернуться.
- Аллюзия: элемент - множество. Вернуться.
- Из возрастной психология известно, что молодежь переходного возраста "качает права" (требует самостоятельности), но когда дело доходит до ответственности - прячется за спину родителей. Вернуться.
- IMHO (фидошное) - "по моему скромному мнению". Вернуться.
- Аллюзия: освоение целины. Вернуться.
- Аллюзия из области "классовой борьбы": интересы капиталиста и рабочей силы противоположны - удовлетворение тех и других возможно только при замене низкой технологии на более производительную(если не рассматривать расширенного производства на стадии раннего капитализма). Вернуться.
- Nota bene (латин.) - "обратите внимание". Вернуться.