Канал связи N2Реальность и абстракция

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ И АБСТРАКЦИЕЙ

Введение.

В данной статье сделана попытка дать ответ на вопрос, поставленный в конце статьи "Реальность и абстракция". Как и для всех вопросов подобного уровня, ключ к его решению лежит не в поиске правильной логической цепочки обоснования ответа, а в проработке базовых посылок и определений, из которых эта цепочка строится - говоря словами Канта, ответ должен быть суждением не синтетическим, а аналитическим. Поэтому ответ (разумеется, в философской системе автора, не претендующей на универсальность и абсолютную правильность) будет дан в конце, а вся статья представляет собой набор определений, необходимых для формулировки ответа.

В кавычки заключаются слова, дающиеся без определения в предположении, что они использованы в смысле, понятном всякому "нормальному" человеку. Например "Я", "обрабатывать", "информация", "драйвер", "интерфейс".
Конец введения.

Начнем с нуля, то есть с себя. Что у меня имеется?

  1. Имеется нечто, называемое "Я".
  2. "Я" способен принимать в себя нечто, называемое "информацией".
  3. "Я" способен выдавать "информацию".

Над информацией, я провожу следующий эксперимент. Некоторое количество раз я не выдаю информацию, а только ее принимаю. Она остается одной и той же. А затем я выдаю некоторую информацию и замечаю, что принимаемая как-то изменилась. Я делаю вывод, что принимаемая информация связана с выдаваемой и тогда полагаю по определению, что прием и выдача информации происходит на одну и ту же "сущность", по определению называемую реальным миром. Мы имеем уже две сущности: "Я" и "реальный мир", способные принимать и/или выдавать информацию. Сущности, способные на это по определению называются существующими, а сама способность - существованием.

Пока информация, приходящая от мира, есть сплошной "белый шум". Обработка его иною заключается в разделении на "части" и их классификации, которая проводится по ряду категорий, имеющихся во мне изначально (априорно). Вот некоторые из них:

  1. Время;
  2. Пространство;
  3. Всеобщность;
  4. Причинность и т.д.

Части, на которые разделена информация, по определению называются объектами реального мира - "вещами в себе", которые могут быть разделены на "классы эквивалентности", исходя из отношения их к вышеприведенным априорным категориям. Такое разделение мира на объекты и их классификация называется картиной мира (мировоззрением).

Итак, картина мира складывается в результате интерференции между принятой информацией и априорными оценочными категориями.

Среди множества объектов принципиально выделяется один. Он по определению называется моим телом и является "драйвером", поддерживающим обмен информацией между мной и миром.

Над своим телом я провожу следующий эксперимент. Я выдаю с его помощью какую-нибудь информацию, а затем сам ее и принимаю, считая ее исходящей от моего тела как обыкновенного, самостоятельного объекта реального мира. После чего я замечаю, что этот объект может быть причислен к одному классу с другими объектами, выдающими аналогичную информацию, которые по определении тоже называются телами. Затем я, опять же по определению, полагаю, что они являются драйверами для таких же идиотов, как я, осуществляющих через них обмен информацией с реальным миром. Они по определению называются людьми.

С этими людьми я налаживаю обмен информацией по следующему "интерфейсу": от меня к моему телу, затем через "материальный носитель информации" к его телу, от его тела к нему. От него ко мне, соответственно, наоборот.

В результате обмена информацией с другими людьми я узнаю, что они также построили для себя картину мира, исходя из своих априорных категорий, со своими объектами и их классификацией. В связи с чем я вынужден ввести новую сущность: "понятие" по определению есть отражение объекта в моей картине мира. Надобность в этой сущности возникла только сейчас, поскольку до обнаружения мною других людей объект и понятие о нем были тождественны, обозначали одну и ту же сущность. Теперь они разделяются, и понятий становится, вообще говоря, столько же, сколько картин мира.

Встает законный вопрос: имеет ли смысл говорить об объекте, когда понятия о нем нет ни у кого? Или есть, но не у всех? На этом определения кончаются и начинается ответ, обещанный во введении.

РЕЗЮМЕ: Выделим из множества людей некоторое подмножество. Если какой-то объект, точнее, понятие о нем, имеется в картинах мира всех этих людей, то объект называется реальностью. В противном случае он называется абстракцией.

Итак абстракция и реальность - это не свойства объекта самого по себе, а характеристики отношения к нему у некоторой группы людей.

Танюхин Игорь