Канал связи N3Судьбы Мордобоя
18.06.1991.СПб.

Несколько раз я слышал (в беседе Алгена с Сенатором, в разговорах с Арановичем), что ЮАШ умирает. Отбросив напрашивающуюся причину этих слухов - извечное стремление русской интеллигенции к апоклипсическим мечтам, попытаемся уловить действительно происшедшие вокруг и внутри ЮАШ изменения, позволившие появиться призраку кончины.

Первое. Хотя перестройка и была названа на 20-летии ЮАШ тысячелетней, напакостить она уже успела. Официальные разоблачения большевизма тяжело отразились на ЮАШ. Будучи в годы застоя одним из мест бережного сохранения свободы и человечности и, как следствие, антибольшевизма, теперь ЮАШ лишилась диссидентского духа, столь пленившего нас когда-то. Получив легальный доступ к информации любого рода (или, вернее, открыв достаточно много ранее запрещенных тем), подрастающий юашевец не нуждается (или не видит, что нуждается) в комментариях руководителей.

Второе. Прекратилось участие в образовательной деятельности ценных людей: Сенатора, Лени Петрова, а также позднее появившегося, но все равно ушедшего Пеева. В добавок к этому я слышал, например, о деятельности экологического коллектива МНО "З. и Вс." (это было при поступлении в ЮАШ и был приятно поражен союзом нескольких наук). Однако увидеть экологов и узнать, чем они занимаются, я так и не смог, потому что ушел их руководитель (информация (CR)[*] Арановича) и группа канула в лету.

Третье. Человек должен знать, чем он отличается от окружающих. Юашевцы хорошо это знали просебя и потому были притягательны в глазах неюашевцев. Началась экспансия духа ЮАШ, ярко выразившаяся в присутствии на мордобоях сторонних лиц. Добром это не кончилось (Макс до сих пор не помнит, как получил бутылкой по голове), чего и следовало ожидать: идеи юашевцев хотя и вошли в толпы конгфуистов(?) (вспомним Мордобой 1990 года), но бестолково рассеялись, привлекая только внешней атрибутикой и не войдя глубже в сознание.

Теперь, переходя от части описания невзгод к пути их преодоления, я должен поделиться своим убеждением в том, что ЮАШ как научно-гуманитарное объединение должна продолжить свое существование. ЮАШ помогла и помогает найти опору в нашей жизни и повзрослевшим самим стать опорой для новичков. ЮАШ - эстафета, в которой участники передают друг другу самое важное в жизни - инструменты познания (как Вселенной, так и общества, человека). Пусть это и слишком громко, но ЮАШ не имеет права умереть. ЮАШ давала и дает нам источник жизненных сил и устремлений, будем надеяться, источник неисчерпаемый.

Итак, что же надо изменить, чтобы исчезли всякие толки о смерти?

  1. Не надо стремиться к экспансии. Как показал горький опыт, экспансия ведет к диссипации и холостой трате энергии духа.
  2. Не надо, нельзя полностью легализовать деятельность ЮАШ, например, открытием официальной школы. Это верный путь добить ЮАШ. Это значит лишить юашевцев сознания того, что они чем-то отличимы от окружающих. Школа есть школа. Школа есть бардак. Пусть она останется бардаком, а люди будут приходить из бардака в ЮАШ.
  3. Необходимо приложить усилия к реанимации многодисциплинарного сотрудничества в МНО, оно расширит спектр проблем, привлекающих увлеченных, восприимчивых людей, которым реальнее передать дух ЮАШ. Кроме того, (эта?) мера универсализирует МНО.
  4. Надо умножить старания в области духовного воспитания. Отчасти уже сделан шаг (я имею в виду историко-литературный клуб ТМ(?) Арановича). Необходимо продолжение: чтения (хотя бы только чтения) литературы, как это имеет место только в лесу.
  5. Кстати, о лесе: надо увеличить число выездов и число землепроходцев.

Первичные, наипростейшие и сразу приходящие в голову физические действия таковы:

  1. Пригласить новых преподавателей (например, с биофака для возрождения курса экологии, с геофака для создания курса геологии, - я имею в виду студентов старших курсов). Пусть эти преподаватели и не будут юашевцами, не будут носителями духа, но не все сразу, господа.
  2. Обсудить средства и восстановить прежний уровень набора в МНО.
  3. Проявлять и стимулировать у старшекурсников ЮАШ желание передавать знания младшекурсникам.
  4. Создать подобие логичной структуры в МНО. Учредить пост секретаря (старое предложение, впервые выдвинутое группой из (CR) Димы Виноградова, (CR) Бариса и (CR) Юрика, но потонувшее). Имеется кандидатура: Леша-халява ТМ.
  5. Ездить в лес. Лес - часть духа ЮАШ.

Эти пункты хотя и выглядят еще не гладко, но при появлении желания и людей могут быть выполнены.

(CR) VVD laboratory. Summer'91.


[*] Возможно здесь и далее знак "Copy Right". Вернуться.