25 лет ЮАШ стр.4

Феномен ЮАШ - вчера, сегодня, завтра

Тронь А.А., президент НОО «Земля и Вселенная»

Если быть хронологически строгим, то впервые термин ЮАШ был введен В.В.Витковским в 1971 году, как обозначающий систему регулярных занятий по заранее и глубоко продуманной программе. Назовем это "ЮАШ в узком смысле слова".

Задолго до этого, примерно с 1962-63 годов можно говорить о формировании научно-социального явления, которое будем называть в дальнейшем "ЮАШ в широком смысле", заключающееся в своеобразной форме попытки сначала небольшой, а потом все возрастающей группы молодых людей найти независимый путь профессиональной и социокультурной ориентации. Вероятно, подобное сочетание с одной стороны, научно-профессиональных интересов и устремлений, а с другой попыток найти конструктивные формы реализации творческой и интеллектуальной свободы, и породило своеобразие феномена ЮАШ.

ЮАШ появилась на уникальном фоне "оттепели" второй половины 50-х - первой половины 60-х годов и романтизированного социального интереса к науке (опять же на фоне не романтизированной, а военно-идеологической востребованности науки в то время). Еще до возникновения регулярной формы занятий в астрономическом кружке Ленинградского Планетария стал формироваться интеллектуальный клуб, занимавшийся как наукой (разумеется на доступном для его членов, хотя и достаточно высоком уровне), так и обсуждением социальных, политических, философских проблем, книг и статей, художественных произведений, в том числе и ходивших в самиздате. В то время как ориентация на научный профессионализм подразумевала как правило и ориентацию на социальный конформизм, а выражение внутреннего протеста против тоталитарного окружения - принимало обычно формы ухода от действительности (вплоть до асоциальных), в планетарском клубе прекрасно уживались и серьезное творческое отношение к науке и свободомыслие.

Своего апогея деятельность этого клуба достигла летом 1964 года, когда на его базе было создано легендарное ЛОЛА (Ленинградское общество любителей астрономии). Тем памятным летом около двухсот* человек жили в палатках на территории Пулковской обсерватории, пытаясь отремонтировать два старых лабораторных домика на западном склоне, предоставленных ГАО АН СССР для ленинградской астрономической молодежи. Главной движущей силой этого неподдельного массового энтузиазма было осознание именно своего, независимого пути в науку и социальную действительность. Эта эпопея закончилась очень быстро в августе 1964 года, знаменуя в нашем случае конец "оттепели".

Астрономо-философский клуб (прообраз ЮАШ) тут же возродился на базе Народной обсерватории ДК железнодорожников (ныне восстановленного Народного Дома графини С.В. Паниной). Летом 1966 года туда был поставлен при непосредственном содействии руководителя ЮС ЛОВАГО** В.В.Витковского, 20-сантиметровый рефрактор, переданный ЮС Пулковской обсерваторией. С этого момента до 1970 года главная астрономическая и общегуманитарная активность клуба протекала в небольшой комнате астрономической башни дома графини Паниной.

К началу 80-х годов в клубе сформировалось представление о так называемом "двойном профессионализме" как о системе образования и деятельности, одновременно ориентирующей на углубленную специализацию в какой-либо области науки и в тоже время дающей профессиональную и глубокую методику познания социума и личной деятельности в нем. В этом представлении нашли отражение проблемы и идеи, неоднократно обсуждавшиеся на многочисленных семинарах клуба, главными из которых были "наука и социальная ответственность", "профессионализм и свободомыслие", "научная этика и гражданские права" и другие. В этот же период, когда наиболее активные участники клуба уже были студентами Университета (в том числе В.В.Витковский, А.Н.Земцов, А.А.Тронь, Б.К.Трахтенберг на астроотделении) отчетливо выявились глубокие изъяны в существовавшей тогда системе образования, не дающей цельной, логически связной картины становления знания. Это и привело к идее создания на базе астрономического клуба своей собственной независимой системы неформального (в смысле не входящего в государственную структуру) образования - Юношеской астрономической школы.

С осени 1971 года начались ее регулярные занятия в Ленинградском планетарии. Многочисленные идеи, мысли, неоднократно обсуждавшиеся в ночных семинарах в доме графини Паниной, в лесных выездах и экспедициях, нашли свое отражение в программах и методике ЮАШ. В частности идеология двойного профессионализма реализовывалась в так называемом ассоциативном методе преподавания, когда специальный акцент делался на происхождении основных понятий и методов и их применимости в самых различных областях знания. С этого момента феномен ЮАШ обрел еще одну сторону - академическую, что и позволяет назвать его научно-социальным.

Изменились и общесоциальные условия в нашей стране. С одной стороны, в обстановке господствующего конформизма и равнодушия ЮАШ как бы была предоставлена самой себе, и никто, во всяком случае, из ответственных деятелей образования практически не интересовался тем, чем занимались около ста далеко не худших школьников города Ленинграда. С другой стороны все растущая официальная нетерпимость к любым неформализованным видам деятельности, даже не связанным непосредственно с политикой, неизбежно затронула и ЮАШ. Я не буду подробно останавливаться на деталях четырех уголовных дел, проведенных ленинградским управлением КГБ в период 1972-89 годов, одним из главных моментов которых было даже не содержание, а именно неподконтрольность программ ЮАШ, в чем власти предержащие и усматривали главную опасность. Это тема для отдельной большой статьи. В то же время феномен ЮАШ в тот период нельзя назвать, как утверждали некоторые злые языки "юношеской антисоветской школой". Академический, научный аспект ее деятельности играл очень важную роль и являлся самостоятельной ценностью. Уже первый выпуск ЮАШ в 1974 году дал очень ярких и быстро начавших профессиональную деятельность учеников. Среди них Леонид Куперман - ныне один из ведущих израильских программистов, Сергей Соловьев - известный математик, доктор наук, Олег Друговейко , разработавший первую авторскую программу по экологии и биологии для ЮАШ, и ставший впоследствии директором школы колледжа «Земля и Вселенная». Фактически, к концу 70-х годов программа ЮАШ перекрывала большинство естественнонаучных предметов, преподаваемых в школе, а также содержала в себе обширные и логически связанные разделы истории и социальных наук. В программу входило также совершенствование английского языка учащихся. Недостающие разделы программы, если ее сравнивать с лучшими программами физико-математических школ того времени отчасти компенсировались харизматичностью преподавателей, особым стилем отношений между преподавателями и учащимися как между старшими и младшими коллегами и собственным интересом учащихся, многие из которых впоследствии отмечали, что основу своего образования он получили именно в ЮАШ.

В период 80-х годов ЮАШ как явление стало многогранным и реализовывалось в целом ряде форм: классическая ЮАШ в широком смысле слова, деятельность, связанная с экспедициями и лесными выездами, философский семинар преподавателей и наиболее продвинутых учащихся, ежегодные конференции (как собственно юашевские, проходившие в мае, так и общегородские конференции старшеклассников в январе).

За время своей деятельности ЮАШ сменила несколько адресов. Она работала на базе Народного дома графини Паниной (1966-75, 1981-91), Ленинградского Планетария (1971-76, 1990-96), Дома детского творчества на Васильевском острове (1976-81, 1991-93), школы-колледжа «Земля и Вселенная» (1993-95). В период 1983-85 годов работало отделение ЮАШ на базе биостанции Кировского района (Кронштадтская, 7), филиал ЮАШ под руководством ее выпускника Николая Ютанова работал в период 1980-90 гг. работал в Доме юного техника Московского района. Периодически занятия проводились в лабораториях кафедры астрофизики матмеха ЛГУ на 10 линии ВО, 33.

Естественными следствиями развития феномена ЮАШ являлись расширение и углубление образовательных программ, разрабатываемых ее выпускниками в различных областях (астрономия, математика, физика, программирование, биология, история, философия), а также образовательных и научных проектов. Некоторые из этих проектов впоследствии реализовывались в деятельности Научно-образовательного объединения «Земля и Вселенная» (в частности, проект полной системы образования "Колледж «Земля и Вселенная»", высшие курсы "Петербургский Независимый Университет" и др.). Важной общей частью этих проектов являлось преломление в них идеологии "двойного профессионализма", высказанная впервые А.Н.Земцовым концепция "обучающей среды", а также идея организации любого образовательного процесса в ЮАШ как "модели научного сообщества".

Часто ЮАШ, как явление, подвергалась критике за недостаточную подготовку учащихся к "реалиям жизни", недостаточную прагматичность, а зачастую и утопизм и идеализм. Во многом эта критика была справедливой, но она касалась конкретных педагогических аспектов деятельности ЮАШ, а также тех или иных проектов, возникших в ходе ее деятельности.

Тем не менее, явление состоялось. За 25 лет через ЮАШ прошло около 1,5-2 тысяч человек. ЮАШ фактически пережила четыре социально-исторических эпохи ("оттепель", "застой", "перестройка" и нынешний период, пока не имеющий названия).

Дальнейшие перспективы ЮАШ связаны, на мой взгляд, с углублением взаимодействия с Санкт-Петербургским государственным университетом, Планетарием, контактами с традиционными для ЮАШ площадками, тем что выработанные ею концепции и методы являются достаточно универсальными и плодотворными, возрождением в обществе интереса к фундаментальному образованию (о чем говорит новый набор ЮАШ 1996 года) и профессиональной активностью юашевцев второй половины 80-х годов, "вливающих новую кровь" в сложившиеся прочные традиции ЮАШ. В начало


  *) Так в тексте статьи. В.И.Смирнов утверждает, что в строительной эпопее участвовало 20-25 человек.
**) Юношеская секция Ленинградского отделения Всесоюзного Астрономо-геодезического общества при АН СССР.