25 лет ЮАШ стр.17

Антигород

Смирнов В.И.

В юбилей принято подводить какие-то итоги, оглядываться назад... Последуем по накатанному пути.

Если бы ЮАШ не было, ее следовало бы придумать. Сам факт существования тоталитарного государства с жесткой идеологической системой требовал адекватного ответа. И общество 60-70-х годов ответило расцветом самиздата, непримиримым демократическим движением, появлением альтернативных культур.

Создание ЮАШ было попыткой организовать обучающий процесс, свободный от идеологии и независимый от официальных образовательных структур. Мыслилось, что выпускники школы в дальнейшем вольются в интеллектуальную элиту, которая сможет изменить политическое положение вещей. Злые языки расшифровывали ЮАШ так - юношеская антисоветская школа. А более информированные языки с Литейного 4 не без оснований называли Планетарий "гадюшником". Надо сказать, что к этому были основания: широкое хождение по рукам произведений самиздата, переводов, находившихся в спецхранах, и предназначенных лишь "для служебного пользования", зарубежных изданий, семинары преподавателей ЮАШ и так называемые "среды" и "четверги" на квартирах учителей, где поднимались и яростно обсуждались самые запретные темы. И еще - выезды за город, получившие название "уходов в Леса". На них хотелось бы остановиться несколько более подробно.

Надо заметить, что, разделяя глобальные задачи и цели, стоящие перед ЮАШ, преподаватели сильно расходились в приятии конкретных методик и практик. Поднимался и вопрос "имеем ли мы моральное право" вырывать юношей и девушек из привычного им неведения, и оставлять одних перед жестоким выбором: конформизм или противостояние Системе? Таким образом, перед выбором оказывались уже сами преподаватели. Некоторые из них уходили...

А начавшись с простеньких экскурсий, выезды делались все более интересными и серьезными. С одной стороны, шла подготовка учащихся к будущим экспедициям, к жизни в поле, а с другой - именно у костров под звуки гитар и песен Окуджавы, Высоцкого, Галича, чтения стихов Цветаевой и Бродского, обсуждения нашумевших статей самиздата рождался "дух ЮАШ", формировалось определенное мировоззрение, в основе которого лежало представление об абсолютной свободе, как фундаментальном свойстве индивидуального сознания и связанной ним свободе воли, шел выбор системы ценностей.

"Уходы в Лес" несли еще и функцию воспитательную. Тот, кто имел счастье соприкасаться с миром странствующих и путешествующих, не мог не отметить ту особую теплоту, доброту и внимание к ближнему, так ему присущую. (И чего напрочь лишен город, разрушающий духовность и являющийся главным механизмом процесса отчуждения.) И еще на одну очень важную функцию "уходов" надо указать: функцию отбора. Нигде человек так не проверялся, не просвечивался насквозь, как в лесу, когда приходится преодолевать препятствия и "наступать себе на горло", вовремя протянуть руку товарищу и поделиться с ним последним сухарем...

Надо ли говорить, что "друзья" ЮАШ с Литейного 4 испытывали немалые трудности при общении с ее выпускниками!

И последнее. Во время походов и выездов учащиеся воочию убеждались в разрушительном воздействии технологической культуры на Природу, видели, какая тонкая грань отделят человечество от экологической катастрофы, какой перекошенной системе ценностей поклоняется "человек городской" - "homo urbanicus". А тогда, рано или поздно, приходила мысль: не слишком ли дорогую цену платит человек неизвестно за что? Что путь его - это эволюция духа и сознания, а отнюдь не машины, что Город - от лукавого!..

Остается лишь сожалеть, что большинство преподавателей ЮАШ не находили в себе мужества быть последовательными в своих взглядах до конца и сил, чтобы расстаться с "маленькими, но приятными пустячками". Не было бы тогда чудища "халявы" в начале и кризиса конца 80-х годов, обрушившихся на ЮАШ. А колледж «Земля и Вселенная» мог бы уже сегодня стать прообразом "Адьюнского интерната"*...

Ну, да говорят, что еще не вечер, а 25 - не возраст вершины. К 30-летию, господа! В начало


*) А. и Б. Стругацкие, "Полдень, XXII век".