25 лет ЮАШ стр.19

ЮАШ как социальное

Яцевич А.В.

Часть I

Все новое - хорошо забытое... 

В последнее время часто обсуждался вопрос о кризисе или о кончине ЮАШ. Предлагались различные схемы как для объяснения данного явления, так и преодоления его. К первым стоит отнести модель "потенциального барьера", предложенную SAG'ом*. Суть ее сводится к следующему:

  1. ЮАШ представляла собой элитарную группу.
  2. Включение новых членов в данную группу происходило посредством интеллектуальной селекции (фильтрации).
  3. Фильтрацию проводили действительные члены группы.
  4. Основной селективный параметр (интеллектуальный ценз, или потенциальный барьер) - способность к мыслительной активности в рамках естественных наук.
  5. Основная ориентация (функциональное ядро) группы -занятие естественными науками.
  6. Сопутствующие ориентации - походы, сталкерство, военно-историческая, антиидеологическая и др.
  7. Причина "кризиса" - размывание потенциального барьера (около 1987-1989гг.), т.е. снижение уровня интеллектуального ценза.
  8. Результат - проникновение в группу "чуждых" элементов.
  9. Следствие - дальнейшее ухудшение интеллектуального ценза (по принципу обратной связи) и дезинтеграция группы (собственно "кризис").

Ко второму типу относятся работы под общим названием "Судьбы мордобоя" ("Канал связи" NN 1, 2). Общая их черта - ностальгия об ушедшем, Главная тема - возможность реанимации ЮАШ на основе той или иной ориентации...

Чтобы объяснить феномен под названием ЮАШ, а тем более говорить о возможности ее восстановления в той или иной форме, необходимо выявить ее суть...

Часть II. Вариации под новый год**

Что делало из ЮАШ именно ЮАШ? Иначе говоря, что объединяло нас всех? Это не наука: наука выполняла скорее функцию официального, если пользоваться термином Зиновьева - через год-два у многих эта "основная ориентация" атрофировалась или, по крайней мере, становилась побочной. Довольно четко на втором-третьем году пребывания в ЮАШ наблюдалась характерная дифференциация по интересам (ориентациям), не связанным непосредственно между собой. Так что же нас объединяло?..

Единство обеспечивало противостояние, точнее противопоставление официальной идеологии. Конечно, слова г-на Сенатора - "Мы должны бороться с коммунизмом!" - никем серьезно не воспринимались. Это было понарошку, это была игра, но особого рода, как сказал кто-то из "классиков". Коммунизм выступал как носитель социального, общего. В противопоставлении ему наполнялась смыслом дилемма "Мы - Они". Происходила индивидуализация "Мы".

Противостояние - конечно фикция, миф. Миф - это то, чего никогда не было, никогда не будет, но есть всегда (Саллюстий). Наш миф - это метод идентификации, имя которому дис-позиция. Усомнись - вот первая заповедь интеллектуала, говорил г-н Полковник, забыв упомянуть о приостановке недоверия, без которой невозможна наука. Усомнись! - и "здоровый скепсис" приобрел нездоровый дизъюнктивный характер. Впрочем, сомневаться в науке не дозволялось, точнее, даже в голову никому прийти не могло - иначе зачем... Отсюда и метод.

Изначально метод групповой идентификации некоторыми (в том числе и мной) воспринимается как метод личной идентификации...

Без диспозиции невозможно "противостояние" (= реализация мифа). Не правда ли, недурно звучит? Невозможна фикция! На этом можно поставить точку, заявив, что мир живет мифами, но немного конкретики.

Дизъюнктивное начало должно было породить (и породило) дезинтеграционные процессы внутри ЮАШ: на примере Congress'а видна попытка диспозиции "официальной команде". Хотя на стяге "оппо<дис>позиции" сияло имя чистой науки, попытка, судя по всему, была не очень удачной, что лишний раз подтверждает тезис о второстепенности "основной ориентации".

В чем причина "кризиса ЮАШ"? Перефразируя Довлатова отвечу: ЮАШ была слишком советской... Ну, антисоветской. Какая разница? Как это ни банально, основная причина - "перестройка". (Я почувствовал это нутром, когда заговорили о "гласности" - понял: у меня отнимают "кусок хлеба" - почувствовал и обиделся...)

Часть III

Теперь я думаю, что ЮАШ - явление не столь уникальное (раньше я думал иначе). ЮАШ вписывается в более широкий социально-культурный контекст. Миниэпоха шестидесятых породила массу людей с "комплексом гениальности", для которых конфронтация являлась единственным способом самоутверждения. (Надо ли говорить, что именно эта методика практиковалась и у нас?) После развала тоталитарного режима жизнь этих людей потеряла осмысленность... Не эта ли участь постигла и ЮАШ?..

И все-таки: "Люди, чаще чем думают, живут мифами!" (H.Бердяев)

"Необходимое" замечание: У древних греков всякое культовое действо состояло из того, что делалось (dromenon), и из того, что произносилось (mythos - миф). Миф обладал магической силой, которая изменяла действительность. (Hook S. H.)
*) Сергеев А.Г. Вернуться к тексту
**) Статья была написана 21 марта 1991г. и впервые была опубликована в Канале связи N 3Вернуться к тексту