Яцевич А.В. Философия науки. Критическое введение
Философия науки. Критическое введение
Выступление на одном из семинаров в ЮАШ в декабре 1989г.
Содержание
Часть I. Наука как деятельность
А. Определение науки (первое приближение)
Наука [есть]
- поиск понимания, т.е. чувства того, что найдено удовлетворительное объяснение какого-то аспекта реальности;
- это понимание достигается посредством формулировки общих законов или принципов, приложимых к возможно более широкому классу явлений*;
- эти законы или принципы могут быть проверены экспериментально.
Г.В.Ф.Гегель говорил: ни одно определение не кажется содержательным, пока не ясен смысл входящих в него понятий - когда же смысл понят, определение оказывается просто ненужным. Проясним терминологию.
В. Истолкование определения
1. Понимание
С одной стороны, (a) в разных культурах существуют разный стандарт того, что считать "удовлетворительным объяснением"; и (b) понимание субъективно.
Однако, следует отметить, что (c) субъективное чувство удовлетворения (от понимания какого-либо аспекта действительности) очень сильно ["интеллектуальный кайф"] и является серьезной побудительной причиной занятий наукой [мотивация].
2. Общие законы
Общность законов - свойство быть приложимым к возможно более широкому классу явлений: минимум законов должен описывать максимум явлений, т.е. наука есть поиск единства в разнородном [аллюзия с unitas multiplex Блаж. Августина].
3. Экспериментальная проверка
- Именно признание того, что мы можем изменить свое мнение, если нас принудят к тому факты - главная особенность науки, отсюда
- должны существовать "факты", т.е. заинтересованные наблюдатели должны согласиться в том, что является "фактом", а что нет.
- Факты должны изменять степень нашей уверенности в правильности теории, но с другой стороны,
- факты, которые согласуются с теорией, не доказывают ее "правильности" и наоборот:
[Что "объясняет" научная теория:]
- реальный мир "состоит" из бесконечного числа "фактов" - поэтому ни одна теория не может объяснить все "факты";
- не может теория объяснить и ограниченное число экспериментальных фактов, т.к. неизвестно, какие факты из выбранных существенны (важны), а какие нет.
Резюме: Поскольку ни одна теория не объясняет все возможные экспериментальные факты, то существует большая свобода в определении того, какие эксперименты важны для проверки теорий. Т.о. эксперимент оправдан, если в зависимости от исхода он меняет степень нашей уверенности в правильности теории. Если эксперимент не может изменить степень нашей уверенности, то теоретическая концепция не является научной.
С. Гуманитарное знание (ремарка)
В отличие от science для проверки "факта" в гуманитарных науках (например, интерпретации "Гамлета") приходится обращаться не к эксперименту, а к общественному мнению экспертов, которые используют субъективные критерии оценки. Но, с другой стороны:
- исследования в гуманитарных областях основаны также на "фактах"; и
- если существует большая вариабельность в интерпретации данных (что считать фактом, а что не считать таковым), то разрешение спорного вопроса ищется в консенсусе (договоренности) специалистов как в сфере гуманитарных, так и в сфере естественных наук;
- в той и другой области знания требуется постоянная критическая оценка результатов и поиск более "верного" и "глубокого" объяснения.
D. "Факты" (продолжение истолкования)
[Обыденное представление:]
Факты - вещи вокруг нас, которые мы можем чувствовать. Мы признаем их реальность, полагая порой, что все остальное нереально. Но обыденный взгляд на факты как на неизбежные базисные данные о существующем не учитывает, что в любом акте восприятия есть большая компонента научения и опыта.
1. Явная компонента "научного факта"
Так, зрительное восприятие, которое, как считается, дает нам "факты" наиболее непосредственно - результат обучения, а не способность, приобретаемая автоматически.
Исследования Дж.Янга (J.Young) по удалению катаракты показывают, что способность видеть не является врожденной.
Мы смотрим глазами, а видим сознанием. И поэтому подвержены всем отклонениям и предубеждениям, образовавшимися в процессе обучения видению. Но у нас нет иного выбора: не верить тому, что мы видим! Однако, знание того, что восприятие есть приобретенное в результате обучения наших интеллектуальных возможностей (хотя и неосознанно происходящее) предупреждает, что предметы не обязательно есть то, чем они кажутся, и изменения в нашем мышлении может изменить то, что мы видим.
Бертран Рассел: "Может быть, стол у меня за спиной превращается в кенгуру?"
Г.И. Пеев: Сломав этот стол, Вы увидите сломанный стол, а чукча увидит лодку.
Т.о. факты содержат явную компоненту, связанную со средой, где рождается и формируется человек - эту компоненту можно назвать социальной или воспитательной.
2. Неявная компонента "научного факта"
Большинство научных фактов содержит компоненту, сознательно выбранную и доступную анализу - существующие теории и знания.
Например, утверждение "камень весит 3 кг" - объективный факт, проверяемый любым наблюдателем, который измеряет вес. Но этот факт помимо субъективного ощущения тяжести требует принятия ряда научных законов и процедур:
- принцип сохранения массы (вчера, сегодня и завтра);
- критерий равенства масс (рычажные весы);
- масштаб или метрику (некоторый объект, принятый за единицу измерения - 1 кг) и т.д.
Т.о. утверждение выше содержит ряд физических понятий, хотя и неявно. Т.о. факты до некоторой степени создаются имеющимися у нас теориями и, поэтому, подвержены изменениям, если меняются сами теории. Говорят: "Факты нагружены теорией".
3. Обобщение
3.1. Конвенционалистическое определение "факта"
[Итак]Факты не являются независимыми от наблюдателя. Однако, в любую эпоху в любой конкретной культуре бОльшая часть наблюдателей достигает согласия, что считать фактом, а что нет.
[Отсюда]
Определение: факты есть то, в чем согласны все наблюдатели (конвенционализм, Пуанкаре).
Кстати, именно поэтому для "научных фактов" должна существовать открытая группа наблюдателей, в том смысле, что к ней может присоединиться любой человек [наука как институт].
3.2. Социально-философский аспект
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
Само понимание, что такое реальность и факт зависит от "культурной среды обитания" людей - того, что называют "коллективное сознание" (феноменологическая школа): именно это сознание или среда формируют наше восприятие и то, что мы называем "реальность". Иначе говоря, восприятие есть результат социализации.
[Дюркгейм] Идеи силы, противоречия, времени меняются с течением времени даже в рамках одной и той же группы и различны в различных человеческих группах. Существование этой культурной вариабельности показывает, что основные категории и правила логики в какой-то степени зависят от исторических, а тем самым и социальных факторов (М.Малкей, с.9)
[Маркс] Содержание работ Маркса можно интерпретировать в строгом смысле, при котором содержание полученного знания следует рассматривать как результат определенных социальных процессов (Малкей, с.18).
E. Проблема измерения (ремарка)
Итак в науке факт неразрывно связан с экспериментом. Можно усилить это утверждение: факт есть результат эксперимента. Точнее: факт - результат истолкования эксперимента. Истолкование эксперимента в естествознании называется "измерение": факт - результат измерения.
[Я сознательно не рассматриваю этого понятия - тут непочатый край работы. Замечу только, что]
Самое существование науки, особенно, физики, основывается на концепции точного и недвусмысленного измерения. Для физика, то, чего нельзя измерить, не относится к науке (инструментализм):
Проф. Т.А.Агекян: "Когда речь заходит о биополе, я спрашиваю, а в каких единицах Вы его измеряете?"
Вместе с тем, выполнимость измерения определяется конкретными свойствами изучаемой нами "реальности"...
Но в отсутствие классического предела, понятие измерения, мягко говоря, тановится ошибочным [ремарка для физиков].
F. Резюме I части
[Вернемся к нашим баранам:]
Согласно общепринятому взгляду наука оперирует набором экспериментально проверяемых фактов, определенным образом упорядоченных. Но, с другой стороны, телефонный справочник или железнодорожное расписание - набор упорядоченных и экспериментально проверяемых фактов - но ведь это не наука! В науке мы ищем общие утверждения, обладающие объяснительной силой, из которых можно вывести множество проверяемых фактов. Но (!), наука не начинается с фактов, она начинается с выявления проблемы и веры в возможность ее решения. [Мы вплотную подошли к гносеологическим аспектам науки].
Часть II. Наука как теория знания
[Forte] Эта часть - "пунктиром".
A. Определения
- Научное познание - человеческая деятельность, направленная в каждом конкретном случае на достижение рационально определяемых целей и использующая умопостигаемые (интеллигибельные) методы и операции. Причем эти методы и операции не зависят от конкретного субъекта ("объективность").
- Эта совокупность четко фиксированных, последовательных и контролируемых процедур называемых научным подходом.
- Проблема, к которой применен научный подход становится научной, а получаемые в процессе ее решения знания обретают форму концепции, закона или теории.
B. Характеристика научных теорий. (Тезисы).
[см. часть I]
- Ни одна теория не объясняет все возможные экспериментальные факты. [Поэтому]
- Существует множество конкурирующих теорий, которые "одинаково хорошо" согласуются с фактами.
- В таком случае разрешение спорного вопроса ищется в консенсусе специалистов, использующих критерии объяснительной силы, непротиворечивости и эффективности.
- Теории, не позволяющие осуществить их экспериментальной проверки, должно рассматривать как находящиеся за пределами науки.
- Чтобы теория принадлежала науке мы должны сознавать, что можно в принципе получить факты, побуждающие нас сомневаться в ней (теории): чтобы теория была научной, она должна быть опровержимой (K.Popper The Logic of Scientific Discovery, N.-Y., 1970).
- Теория должна подтверждаться в том смысле, что повторные эксперименты должны усиливать нашу уверенность в ней.
- Сколько бы проверок ни прошла теория всегда существует возможность, что новый эксперимент обнаружит ее недостатки.
- [6+7] Т.е. доказательство "правильности" теории невозможно.
- Ни одна из существующий ныне теорий не удовлетворяет полностью всем экспериментам, проведенным для ее проверки, поэтому теория не удовлетворившая экспериментальной проверке отвергается не всегда.
C. Научное (по)знание (общие положения)
- Исследования восприятия (в области психологии и гносеологии) показывают, что понимание его как простой регистрации чувственных данных неадекватно: мы воспринимаем мир лишь постольку, поскольку у нас сформировалась система понятий, относящаяся к различным объектам, явлениям и процессам окружающей действительности.
- Теоретические представления в значительной мере определяют то, на какие стороны наблюдаемых явлений мы обращаем преимущественное внимание: теория решает, чтО мы можем наблюдать (А.Энштейн), т.е. теория определяет смысл наших понятий.
- На базе одного и того же эмпирического материала могут быть построены различные, существенно не совпадающие теоретические конструкции (Например, теория флогистона и Больцмана, Птолемея и Коперника, Галилея и Аристотеля).
- Научный факт - не явление само по себе, а некоторая познавательная конструкция (И.Кант), акцентирующая внимание на отдельных сторонах объекта, часто таких, обнаружение которых требует специальных методов и подготовки наших способностей восприятия - большинство др. сторон объекта ученый игнорирует: наука подобна картам местности (С.Тулмин) - их применение зависит от целей и подробностей, какие мы хотим узнать, - они всегда в силу необходимости абстрагируются от реальности, не отображая большую ее часть.
- Научный факт, содержащий элемент гипотетичности, в определенном смысле конструируется в процессе взаимодействия между учеными (М.Малкей).
D. Специфика научного знания.
1. Проблема демаркации
Наука - вид знания, претендующий на общность, но и философия, и религия, и искусство - виды знания, претендующие на общность. Отсюда возникает вопрос: чем отличается научное знание от иных видов знания. Этот вопрос оформился как "проблема демаркации" (отличения, разграничения) в позитивизме.
[Ответы:]
- Неопозитивисты: принцип верифицируемости (проверяемости) -
всякое научное высказывание может получить эмпирическую подтверждение, а "метафизическое", например, - не доступно эмпирической проверке и потому не является научным. Более того, всякое высказывание, опровергаемое экспериментом - ложно.
[Вспомним, однако, ЖД-расписание].
- К.Поппер: принцип фальсификации (опровержимости) -
т.к. любое число эмпирических подтверждений не гарантирует истинности теории (высказывания) и, напротив, если первое эмпирическое опровержение теории свидетельствует о ее ложности и необходимости замены другой, новой теорией, то научные утверждения - это утверждения, которые хотя бы в принципе эмпирически фальсифицируемы. Все высказывания, для которых в принципе нельзя предложить фальсифицирующую их эмпирическую проверку, если это не логические истины, не относятся к категории научно осмысленных высказываний.
Поскольку вся совокупность научных знаний носит гипотетический характер, то мы в каждый данный момент развития науки вправе признавать лишь то, что еще не получило опровержения.
Однако, не всегда отказываются от теории, опровергаемой каким-либо экспериментом, т.к.:
- лучше придерживаться какой-нибудь теории, чем никакой (отсюда, необходимость альтернативы);
- есть ненулевая вероятность такого развития теории, которое превратит опровергающие факты в подтверждающие.
2. Исходные допущения (установки)
Необходимым элементом научного знания (более того, неустранимым!) являются "метафизические" высказывания - допущения предельно общего характера, относящиеся к реальности изучаемой наукой: о законосообразности, или о том, что реальность может быть описана единообразно и т.д.
Главное исходное допущение:
"реальный мир существует независимо от нашего знания о нем, что мир этот в какой-то степени постепенно познаваем, и что знание истинно в той мере, в какой оно аппроксимирует структуру реальности или является изоморфным этой структуре" (Жерар де Гре (Малкей, с.40)).
Эта установка продолжает оставаться базисной, хотя представления о познаваемом мире сместились к кантовой "вещи в себе": мы познаем априорные структуры нашего сознания.
Наряду с этими онтологическими допущениями, существуют допущения, характеризующие сам познавательный процесс (гносеологические и методологические). Например, требование воспроизводимости: объектами научного познания могут быть лишь те явления и процессы, которые могут регистрироваться независимыми наблюдателями (поэтому, в частности, данные так называемого сверхчувственного (экстрасенсорного) восприятия, о которых сообщают некоторые уникальные индивидуумы, фиксирующие их в исключительных обстоятельствах, не могут претендовать на научную достоверность - они не допускают независимого подтверждения.
Говоря о природе наших познавательных способностей, мы тем самым так или иначе характеризуем то, что в принципе доступно познанию. Вместе с тем, общие утверждения о природе реальности сущностно предопределяют пути и средства познания этой реальности, т.е. обладают методологическим содержанием. С методологической точки зрения важная роль этих допущений состоит в том, что благодаря ним обеспечивается возможность понимания изучаемых явлений и процессов. Т.о., по-моему, проблема демаркации сводится большей частью к выявлению этих допущений. Они являются предпосылкой познания и не могут быть получены путем обобщения эмпирических фактов, как полагали (нео)позитивисты. Источник этих базовых допущений - духовная культура общества. Роль философии здесь двояка: она
- выдвигает и формулирует эти допущения (онтология);
- обосновывает их, подвергая критическому исследованию (гносеология), - фундаментальные для научного познания проблемы являются предварительно философски осмысленными проблемами.
3. Эвристические и методологические принципы
- Красота (эвристика).
- Математика как инструмент познания (через мир логических построений она изучает все возможные реализации мира вещей).
- Принцип наблюдаемости: в науку должны вводиться только те утверждения, которые можно хотя бы мысленно проверить на опыте.
- Принцип соответствия: всякая теория должна переходить в предыдущую, менее общую теорию в тех условиях, в которых эта предыдущая была установлена.
- Принцип дополнительности (Н.Бор): некоторые понятия несовместимы и должны восприниматься как дополнительные др. к др.
- Принцип причинности (казуальности): следствие должно быть сдвинуто относительно причины на время распространения воздействия.
Литература
- Борн М., Философия и наука. М., 1972.
- Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. М., Знание, 1984.
- Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
- Малкей М. Наука и социология знания. М., Прогресс, 1983.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М., Прогресс,1983.
- Тулмин С. Философия науки.
Приложение
Теоретико-множественное представление принципов фальсификации и верификации
Обозначения:
T - теория (множество утверждений или теорем);
N - множество негативных утверждений;
P - множество позитивных утверждений;
E - множество эмпирических утверждений;
A - множество неэмпирических утверждений;
Формализация:
1.
2.
3. - принцип фальсификации
4. - принцип верификации
* Ниже термин "наука" употребляется скорее в значении английского "science", т.е. речь идет в основном о "естественных науках".
** Настоящая работа представляет собой в основном реферативное изложение работы (2), с вставками из литературы (ниже) и авторскими замечаниями.
© 1989 Яцевич А.В.