Канал связи N2Реальность и абстракция

АПОЛОГИЯ,
или
Очерк развития одного вопроса
статье S.A.G. и продолжение "Критики")


- Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу,
не больше и не меньше, - сказал Шалтай высокомерно.
- Вопрос в том, подчинится ли оно вам, - сказала Алиса.
- Вопрос в том, кто из нес здесь Хозяин. -
сказал Шалтай-Болтай. - Вот в чем вопрос!

Затронутый автором статьи вопрос, если и не считается извечным, то (как минимум) стал таковым казаться со времен Картезия. Находясь в рамках вполне определенной традиции мышления (назовем ее, например, западно-европейской), Serene Algorithmic Generator исходит из классического (уже) дуализма, который обычно у некоторых авторов называется "основным вопросом философии": что первично? сознание или материя (формулировка a la Marx). Этот дуализм присущ всякому европейцу (в той или иной мере), точнее тому самому определенному типу (европейского) мышления.

Декарт "отождествил "Я" с мышлением (если ego, то соgito), одновременно и логизировав и психологизировав сознание, тем самым были предначертаны пути антиномии рационализма и эмпиризма, где в первом случае прототипом сознания стала форма чистого логического понятия, а во втором случае сознание оказалось простым "пучком представлении". Установив достоверность сознания актом cogito, Декарт и последующий рационализм объективировали сознание с помощью его направленности [1] на сущее, придя к выводу, что сущее познается априорно... Кант [2] показал не-сущесть самого сущего, так что сущее стало вещью в себе [3], а априорное познание - познанием форм нашего мышления, т.е. логических понятий [4]. ...Гегель, согласный с Декартом в том, что мы мыслим сущее, не мог согласиться с Кантом в том, что сущее - "вещь в себе"; вывод напрашивался сам...: если сущее познается в априорном познании, а в априорном познании познаются лишь понятия, то, стало быть, сущее и есть понятие". [5]

Т.о. решение указанной проблемы привело (в рационализме), если угодно, к объективизации субъективного, более того, к отождествлению системы логических категорий и сущего (объективный идеализм): реальность выступила как "объективная абстракция" S.A.G.'a. [6]

В эмпиризме произошло нечто аналогичное: изначально, сущее, познаваемое в чувственном опыте (Ф.Бэкон), в конечном счете к опыту и было сведено: "если сущее познается в опыте, а в опыте познаются лишь эмпирические состояния сознания, значит, сущее и есть эмпирическое состояние сознания".[5] Здесь, т.о. реальность определяется как "состояние сознания" - происходит (если так можно сказать) "субъективизация реальности".

Т.о. вполне естественно, что попытка S.A.G.'a привела к "хорошо забытому старому". Это похвально! Ибо, не обладая (судя по всему) специальным философским образованием, он (автор) проводит анализ "основного вопроса философии" [7] и, более того, приходит к результату в духе Г.В.Ф.Гегеля.

Конфуз, связанный со смешением понятии "вера" и "существование" (см. абзац о "летающих тарелках") имеет некоторое основание, поскольку он сводится к "субъективизму", а само разделение на субъект и объект, если и имеет смысл, если и возможно, то как раз благодаря наличию субъекта. Поэтому следует сначала "проанализировать субъективность до конца" [5] (Гуссерль). Но эта проблема отчасти снимается при объединении, точнее "уравнивании" понятий (ср. Гегелю).

Наконец, достойна уважения и "хитрость" автора, который последними фразами превращает полученное утверждение в гипотезу - и оставляет, т.о., себе путь к отступлению.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. "Интенциональности" Вернуться
  2. Под влиянием Юма. Вернуться
  3. "Dins an Sich". Вернуться
  4. "...a priori познаем в вещах лишь то, что вложено в них нами самими." (И.Кант, Сс., М.,1965. т.3, с.118). Вернуться
  5. Цитируется по кн. К.Д.Свасьян. Феноменологическое познание (пропедевтика и критика), Ереван, 1987. Вернуться
  6. Г.В.Ф.Гегель конечно не принял бы такой терминологии: абстрактное - ограниченное, тупое (абстрактно мыслят, с его точки зрения, бюргеры и простолюд - см. его работу "Кто мыслит абстрактно"). Вернуться
  7. Cам того не подозревая, и исходя из иных предпосылок. Вернуться

Тoto Encarnado