Яцевич А.В. Возможности Интернет для рынка банковских услуг. Заключение
Заключение
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
- Интернет - глобальная телекоммуникационная сеть и специфическая информационная среда, обеспечивающая интерактивное взаимодействие пользователей сети в режиме реального времени и предоставляющая широкие возможности информационного обмена.
- Сети электронных телекоммуникаций банки используют как канал дистрибуции своих услуг клиентам (розничные операции), для проведения расчетов (платежей) и выполнения оптовых операций (МБК, МБД, FOREX, торговые операции). Использование телекоммуникационных сетей также как и филиальных сетей позволяет увеличить объем предложения услуг, что приводит к сокращению средних издержек банка (экономия от масштаба в банковском деле).
- Создание и использование частных электронных сетей банков связано с большими постоянными затратами на эксплуатацию сетевой инфраструктуры. Интернет предоставляет банкам возможность использовать готовую сетевую инфраструктуру без необходимости существенных затрат на ее эксплуатацию. Это позволяется расширить предложение банковских услуг и тем самым сократить средние операционные издержки банков. Возможности Интернет как информационной среды позволяют расширить спектр банковских услуг за счет создания новых продуктов и услуг. Расширение спектра услуг также снижает средние издержки банков.
- Наличие высоких постоянных издержек на эксплуатацию электронных коммуникационных сетей давало преимущество крупным банкам над мелкими и обеспечивало высокий барьер входа на рынок электронных банковских услуг. Отсутствие этих издержек при использовании Интернет снижает барьеры входа на рынок электронных банковских услуг. Это приводит к обострению конкуренции и появлению "новых игроков" на рынке.
- Таким образом, возможности Интернет для рынка банковских услуг связаны
- с расширением дистрибуции банковских услуг
- расширением спектра услуг и
- с "новыми игроками" на рынке банковских услуг.
- Сравнение Интернет как канала дистрибуции услуг банков показывает, что его использование принципиально не отличается от других электронных каналов доставки. Основными преимуществами его использования считаются: исключение географической составляющей в обслуживании клиентов, улучшение качества обслуживания за счет интерактивных и мультимедийных возможностей Интернет и возможность проводить операции клиентов в режиме реального времени. Однако анализ Интернет как канала дистрибуции показывает, что:
- Исключение географической составляющей в обслуживании клиентов (удаленное обслуживание в любой точке мира) не играет в настоящее время существенной роли, поскольку современные банковские системы построены по региональному принципу и основная часть клиентов банков расположены в тех же регионах, что и сам банк.
- Быстродействие Интернет как канала связи позволяет обслуживать клиентов в режиме реального времени, но это лишает банки возможности получать процентный доход. Интернет как канал дешевой и быстрой связи целесообразно использовать при выполнении оптовых операций и межфилиального информационного обмена.
- Обзор новых банковских продуктов и услуг, обусловленных применением Интернет, показывает, что расширение спектра услуг в банковском деле возможно в основном за счет новых дополнительных и платежных услуг банков. Большая часть инноваций связана с освоением новой рыночной ниши - рынка "электронной коммерции" (в том числе и использование новых платежных инструментов - "электронных наличных").
- Дистрибуция финансовых услуг на рынке интернет-коммерции существенным образом отличается от традиционных схем дистрибуции: дистрибуция банковских услуг на рынке электронной коммерции носит многоуровневый характер и осуществляется через специфических агентов рынка - "порталы" и "агрегаторы".
- Основными конкурентами традиционных банков на рынке электронной являются "виртуальные" Интернет-предприятия. Наибольшее воздействие конкуренции испытывают банковские услуги, которые легко автоматизировать, а, соответственно, освоить новым участникам рынка: брокерские, розничные услуги, управление счетами и платежи. Кредитные услуги и некоторые инвестиционные услуги банков в целом о сложнее "стандартизовать". Конкуренция в сфере банковских услуг в Интернет привела к снижению маржи и доходов от комиссионных по некоторым операциям и явилась основным стимулом для освоения Интернет-рынка традиционными банками.
- Появление новых участников и изменение характера дистрибуции услуг свидетельствует о структурных сдвигах в банковской отрасли. Рост спроса на банковские интернет-услуги в условиях конкуренции может привести к снижению доходов банков в среднесрочной перспективе. Защитным механизмом от возможного снижения доходов для банков является создание финансовых конгломератов и альянсов с новыми участниками, либо их поглощение банками. Именно эти процессы характерны сегодня для американского и европейского рынка банковских услуг.
- В среднесрочной перспективе (5+ лет) наиболее радикальные изменения, вероятно, затронут платежную систему. В большинстве развитых стран преобладает безналичный оборот и электронные расчеты. Развитие Интернет-коммерции стимулировало развитие систем электронных платежей.
- На оптовом уровне высокая скорость передачи данных (расчетов) через Интернет позволяет осуществлять "валовые" платежи (платежи в реальном масштабе времени), в перспективе это может привести к исчезновению клиринговых домов, специализирующихся на операциях "неттинга".
- На розничном уровне распространение электронных предоплаченных инструментов ("электронных наличных") может привести к вытеснению из оборота наличных денег и уменьшению комиссионных доходов банков.
- Поскольку некоторые разновидности электронных денег эмитируются небанками, Центральные банки могут потерять механизм управления денежной массой (резервирование). В этой связи можно ожидать изменения банковской системы - вероятно, произойдет расширение понятия "кредитной организации" на всех эмитентов предоплаченных платежных инструментов, как это произошло в странах Евросоюза.
- Таким образом, возможности Интернет для рынка банковских услуг нельзя оценить однозначно. Как дешевая коммуникационная сеть Интернет позволяет снизить издержки на обслуживание клиентов (примерно на 10-15%), как открытая информационная среда Интернет представляет собой потенциальную угрозу для банков: использование Интернет ведет к "размыванию" банковских услуг и к снижению доходов банков.
© 2001 Яцевич А.В.