Яцевич А.В. Возможности Интернет для рынка банковских услуг. Глава III

Глава III. Перспективы использования Интернет в банковском деле

3.1. Перспективы использования Интернет как нового канала доставки

3.1.1. Системы "Интернет-клиент-банк" как альтератива системам "клиент-банк"

Сравнение каналов дистрибуции банковских услуг, проведенное выше позволяет сделать вывод, что Интернет является самым дешевым каналом доставки услуг и проведения операций. Выгоды от его использования кажутся очевидными, но это не совсем так.

Использование Интернет как канала доставки существующих банковских услуг принципиально не отличается от удаленного обслуживания клиентов через телефонные линии (home banking, PC-banking, Telebanking). Удаленное обслуживание клиентов обычно осуществляется с использованием частных сетей на основе ПК и телефонный линий. Системы удаленного обслуживания позволяют предоставлять клиентам фактически весь спектр традиционных банковских услуг (за исключением операций с наличными деньгами). Типичная система home banking позволяет переводить средства с одного счета клиента на другой, осуществлять безналичные платежи (в том числе и оплату счетов), покупку-продажу валюты, открывать и закрывать депозиты и отслеживать операции по счетам (выписки и т.п.) [5].

В России наиболее распространенная форма такого обслуживания - использование так называемых систем "банк-клиент", которые обеспечивают подключение персонального компьютера клиента к банковской системе с помощью модема. Преимущество использования Интернет заключаются в данном случае в возможном снижении расходов банка на техническое обслуживание клиентов и коммуникаций.

При использовании систем типа "банк-клиент", банк выступает поставщиком (а иногда и разработчиком) специального программного обеспечения, которое необходимо установить на компьютере клиента и настроить. Обычно для этих целей банк держит в штате технических специалистов или инженеров сопровождения программного обеспечения, количество которых зависит от интенсивности использования систем типа "банк-клиент" (чем больше клиентов - тем больше штат). Использование Интернет, вероятно, может сократить количество таких специалистов. Однако, на практике, затраты на техническое обслуживание клиента обычно покрывает сам клиент, поэтому существенного снижения расходов при переходе на обслуживание через Интернет в масштабах одного банка ожидать не стоит (по некоторым оценкам и затраты на проведение операций через частные сети, т.е. через системы "клиент-банк", существенно не отличаются от стоимости Интернет-трансакций - см. оценку [Cuevas 1998] в Таблице 4).

Некоторый выигрыш при использовании Интернет, очевидно, возникает только в случае существенного увеличения (в разы) количества клиентов, которые пользуются услугами удаленного обслуживания. Существенное увеличение клиентов может привести к увеличению штата технических специалистов отдела сопровождения банка, и, соответственно, к росту накладных расходов банка, связанных с обслуживание клиентов. Системы "интернет-клиент-банк" в отличие от систем "клиент-банк" не требуют установки программного обеспечения на компьютере клиента и, соответственно, не требуют увеличения штата специалистов. (Системы "интернет-клиент-банк" относятся к классу "масштабируемых систем", т.е. затраты на их обслуживание мало чувствительны к количеству обслуживаемых клиентов). Сокращение издержек в этом случае связано с эффектом масштаба на уровне одного банка.

Снижение расходов можно ожидать и в банках, обслуживающих иногородних клиентов или клиентов в других регионах - "сопровождение" таких клиентов сопряжено с дополнительными накладными и транспортными расходами. Если клиенты находятся за пределами города, в котором располагается банк, использование систем "банк-клиент" фактически невозможно (междугородные и международные звонки обходятся дорого), тогда как затраты на связь через Интернет для обслуживания клиентов в других регионах не отличаются от затрат на обслуживание клиентов внутри региона. Однако большинство современных банков являются региональными - все или почти все их клиенты находятся в том же регионе, что и банк. Поэтому такое преимущество Интернет как элиминация "географической составляющей" не представляет для большинства банков особого интереса.

3.1.2. Исключение географической составляющей в обслуживании клиентов

Исключение "географической составляющей" считается одним из важнейших преимуществ Интернет как канала дистрибуции. Кроме возможности обслуживать клиентов в любой точке мира, Интернет обеспечивает доступ к потенциальным потребителям услуг банка в других регионах.

Зависимость распространения банковских интернет-услуг от регионального развития инфраструктуры Интернет подтверждается данными, приведенными в Таблице 3.1 Приложения III. Количество пользователей Интернет - условно говоря, потенциальный спрос в разных странах напрямую связан с количеством узлов сети Интернет, т.е. с инфраструктурой (коэффициент корреляции 0,95). Количество клиентов, пользующихся услугами интернет-банкинга по разным странам - реальный спрос также имеет высокий уровень корреляции с количеством узлов Интернет (0,74). Об этом свидетельствует и Российская практика - большинство отечественных банков, предлагающих обслуживание клиентов через Интернет, сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге (см. Рис.4.1 Приложения IV), и эти же регионы лидируют по количеству пользователей Интернет (см. Приложение II). Если бы банки ориентировались на обслуживание клиентов в других регионах (странах) - корреляция с развитием региональной инфраструктуры была бы меньше.

Таким образом, целесообразность использования Интернет для поставки существующих банковских услуг в каждом конкретном случае обусловлена скорее экзогенными факторами - спросом со стороны клиентов и развитием инфраструктуры Интернет в конкретном регионе. Конечно, Интернет может улучшить качество услуг за счет использования мультимедийной информации (графики, видео и звука), но необходимость повышения качества услуг обычно обусловлена также внешними факторами (спрос и конкуренция).

3.1.3. Интернет как альтернатива филиальной сети банков

Поскольку издержки при удаленном обслуживании клиентов через Интернет сопоставимы с издержками при обслуживании через системы типа "банк-клиент" и исключение "географической составляющей" в настоящее время не играет существенной роли (см. п. 3.1.2. выше), это вызывает сомнения в том, что Интернет-обслуживание в ближайшее время будет вытеснять обслуживание клиентов через традиционные каналы.

Это подтверждает и опыт Интернет-банков - банков, ориентирующихся исключительно на обслуживание клиентов через Интернет. Интернет-банки столкнулись с тем, что многие банковские услуги требуют "физического" контакта с клиентом (например, предоставление кредитов и кассовые операции) и с ограниченностью спроса на удаленное банковское обслуживание в целом - клиенты предпочитают личный контакт с персоналом банков даже в тех случаях, когда обслуживание клиента может быть полностью автоматизировано. (Ограниченность спроса подтверждается и тем, что системы "клиент-банк" не вытеснили филиальное обслуживание, хотя затраты по ним сопоставимы с затратами на Интернет-обслуживание).

Таким образом, сегодня Интернет нельзя рассматривать как альтернативу филиальных сетей банков.

3.1.4. Проведение операций в режиме реального времени

Другая особенность Интернет, а именно возможность обслуживания в режиме реального времени, конечно, может быть выгодна клиентам, но, строго говоря, не выгодна банкам. Если проведение межбанковских расчетов в режиме реального времени уменьшает кредитный риск банков и, очевидно, выгодно банкам, то оперативное проведение операций клиентов приводит к уменьшению среднего размера остатков на счетах клиентов и, соответственно, уменьшает процентные доходы банка.

3.2. Перспективы расширения спектра банковских услуг

Как показал обзор инноваций в сфере банковских услуг, использование Интернет как канала дистрибуции действительно предоставляет банкам возможности расширения спектра услуг. Но большая часть этих возможностей связана не с использованием Интернет как нового канала дистрибуции банковских услуг, а с Интернет как специфическим рынком "электронной коммерции". Оценка перспектив развития рынка электронной коммерции выходит за пределы настоящей работы. Однако следует отметить следующее.

Во-первых, развитие рынка электронной коммерции напрямую зависит от уровня развития инфраструктуры Интернет в конкретном регионе. В России инфраструктура Интернет в целом развита слабо и в ближайшие годы это положение вряд ли изменится.

Во-вторых, в странах с развитой инфраструктурой оборот электронной торговли не превышает 0,2 и 1,2% от общего товарооборота (Европа и США, соответственно). При этом большинство Интернет-продавцов ориентируются на внутренние и национальные рынки [45]1. Это может означать, что в ближайшие несколько лет электронная коммерция не будет играть решающей роли в экономическом обороте (по прогнозам положение изменится в 2006-2008гг.).

Новые возможности, которые дает использование Интернет, позволяют расширить спектр услуг банков в основном за счет новых операционных и розничных платежных услуг. Рассмотрим их подробнее.

3.2.1. Новые дополнительные услуги банков

В информационной среде Интернет банки могут выступать не только в роли владельцев и продавцов финансовых услуг, но и как информационные и электронные брокеры, поставщики технологий и в качестве так называемых "поставщиков окружения" (см. параграф 3 в Главе 2 выше и параграф "Коммерческое использование Интернет" в Приложении II). Однако, предлагая нефинансовые интернет-услуги, банки могут столкнуться и сталкиваются с высоким уровнем конкуренции - в этом сегменте интернет-рынка существует огромное число компаний, предлагающих соответствующие услуги, кроме того, освоение необходимых "ноу-хау" и технологий (отличающихся от банковских), требуют существенных затрат. Очевидно, что перспектива самостоятельного "освоения" банками нефинансовых рынков выглядит сомнительной (и, действительно, проникновение банков на новые рынки происходит обычно через создание конгломератов, слияния и поглощения [48 p.67; 74 и др.]).

3.2.2. Перспективы использования электронных денег

Платежные розничные услуги банков непосредственно связаны с денежных обращением. Денежное обращение включает в себя все услуги по обслуживанию текущих счетов: снятие денег для зарплаты, оплату покупок, счетов, отсылка чеков, телеграфные переводы, "обналичку" чеков - т.е. любые способы использования денег для оплаты. Еще в 70-х банки испытывали определенные затруднения в силу "бумажной" природы денег. Люди делали вклады в банки не столько из соображений безопасности, сколько из-за необходимости обслуживать большой наличный оборот - существенно дешевле было выписать чек или сделать перевод. Поскольку хранение денег, миллионов чеков и других документов дорого, требовался эффект от масштаба и банки выступали "концентраторами бумаги" [53]. В настоящее время бумажный оборот в целом исключен из платежной системы ("электронные фонды" - безналичные деньги).

Рис.2 Платежные системы развитых стран и России2

На рис 2. представлены основные мировые страны и их платежные системы. По горизонтали - количество купюр и монет в наличном обороте, как процент от ВВП. По вертикали - отношение наличных операций к безналичным осуществляемым через электронные каналы. Страны рядом с началом координат используют в основном бумажные платежные инструменты. Страны в левом нижнем углу используют для платежей бумажные инструменты типа чеков. Страны в правом нижнем углу имеют менее развитую платежную систему и используют наличные. В верхнем левом - используют в основном электронные системы, а в верхнем правом - комбинацию электронных и наличных.

Как видно, доля исключительно наличных платежей мала, а доля других бумажных инструментов типа чеков в развитых странах низка. Это означает, что барьеры на вход в платежную индустрию в развитых странах снижены. Преобладание электронных трансакций над бумажными также может говорить о том, что на рынке розничных платежных услуг появилось много новых участников. (Большинство крупных продавцов сегодня имеют собственные кредитные карты).

Экономия от масштаба делает электронные платежные системы все более привлекательными по сравнению с бумажными. Если эта тенденция сохранится, то в долгосрочной перспективе большая часть трансакций будет осуществляться электронно, через кредитные, дебетовые или смарт-карточки, электронные наличными или другими способами, а значимость наличных операций уменьшится. Поскольку наличные останутся, банки будут, скорее всего, обналичивать их через банкоматы, способные принимать и возвращать банкноты, а традиционные услуги по обналичиванию через филиалы почти исчезнут.

На розничном уровне распространение электронных предоплаченных инструментов ("электронных наличных") может привести к вытеснению из оборота наличных денег. Поскольку некоторые разновидности электронных денег эмитируются небанками, Центральные банки могут потерять механизм управления денежной массой (резервирование и учетные ставки применяются только для банков)3. В этой связи можно ожидать изменения банковской системы - вероятно, произойдет расширение понятия "кредитной организации" на всех эмитентов предоплаченных платежных инструментов, как это уже произошло в странах Евросоюза [9]. Симптоматично, что 17 января 2001г. Центральный банк России объявил о создании отдела, который будет заниматься надзором над Интернет-банкингом.

Выводы

В краткосрочной перспективе использование Интернет не изменит положения банков, а в средне- и долгосрочной последствия использования Интернет могут быть весьма существенными.

Обострение конкуренции в банковском деле сделает более жесткой борьбу за комиссию на обслуживание счетов. Это, скорее всего, приведет к тому, что обслуживание счетов станет бесплатным, как это уже произошло в некоторых странах.

Переход на обслуживание счетов клиентов в режиме реального времени приведет к снижению кассовых остатков на счетах (клиентам банков будет проще и быстрее переводить деньги в более высокодоходные активы) и, соответственно, к снижению процентных доходов банков.

Изменение других традиционных услуг банков, таких как кредитование и инвестиционная деятельность, как было показано в Главе 2, маловероятно.

Банки будут удерживать преимущество за счет наличия розничных сетей филиалов, по крайней мере, до тех пор, пока проведение видеоконференций (консультирование через Интернет), цифровая подпись и электронный документооборот с клиентами не станет нормой.

Хотя, сбережения и капиталовложения - услуги, в которых клиенты предпочитают "живые" отношения, потребители этих услуг будут иметь больший выбор и больше качественной информации. Это будет возможно благодаря электронному поиску лучших активов и более дешевых займов с помощью "умных" программных приложений для поиска в Интернет, а также благодаря услугам агрегаторов и порталов (см. Главу 2 выше). Более искушенные потребители будут способны покупать и перемещать деньги между различными активами более легко, и иметь лучшую осведомленность о ценах. Менее искушенные, или не расположенные к риску клиенты, будут полагаться на индивидуализированные отношения с поставщиками банковских и финансовых услуг.

В целом следует ожидать изменения доходов банков. Банки получают доход из трех источников4: сеньораж (seignorage - возможность использовать собственные пассивы как средства оплаты), комиссионные и плата за услуги, и "флоат" (доход, который банк может получить, используя деньги в течение времени, между датой списания средств со счета клиента и собственно осуществлением платежа). Электронные платежные системы затрагивают все три источника.

Значение сеньоража, вероятно, увеличится, поскольку наличный расчет станет меньше и менее значимым. Денежный мультипликатор банковского сектора, вероятно, вырастет, поскольку использование карт, предварительно оплаченных инструментов и электронных наличных в экономике вырастет.

Комиссионный доход также, вероятно, станет более важным, поскольку банки должны будут увеличить комиссионные, чтобы компенсировать неизбежное уменьшение дохода от "флоата" и посредничества. "Флоат" уменьшится, поскольку электронные платежи быстрее, чем бумажные, и они будут, в конечном счете, осуществлять в режиме реального времени. Маржа посредничества, то есть разница между ценой предложения и спроса, также уменьшится под давлением конкуренции и доступностью информации о ценах.

1 Речь идет о розничной торговле. Оценить уровень объем оптовой торговли не представляется возможным.

2 Источник: [53]. По России - оценка автора. Доля наличных оценена как отношение денежной массы M0 к ВВП за 2000г. [43, с.25]. Если учесть, что банковская система России обслуживает 40% платежного оборота [25, с.11], то положение России на рисунке должно существенно сместиться вправо.

3 Проблемы, с которыми могут столкнуться Центральные банки в результате распространения электронных денег, обсуждались на конференции "Будущее денежной политики и банковского дела", проведенной в Вашингтоне в июле 2000г. Мировым банком и МВФ. Обзор различных точек зрения по этому вопросу приведен в работе [9].

4 Здесь и далее цитируется работа [53].

© 2001 Яцевич А.В.