Яцевич А.В. Возможности Интернет для рынка банковских услуг. Глава II

Глава II. Влияние Интернет на рынок банковских услуг

2.1. Интернет как канал доставки банковских услуг

На физическом уровне Интернет является новым каналом связи и доставки (дистрибуции) банковских услуг. Каналы связи используются банками для информационного обмена с другими банками, собственными филиалам и для проведения расчетов. Каналы дистрибуции обеспечивают возможность физического контакта с клиентами и используются для того, чтобы информировать клиентов, консультировать их и продавать им продукты и услуги. Через каналы доставки осуществляется поставка информации, выполнение финансовых трансакций, обратная связь с клиентами (поддержка отношений с клиентами).

Банки используют различные каналы для проведения операций и доставки услуг. Их можно классифицировать следующим образом [75]:

1. Традиционные каналы - филиалы (отделения) банков и персонал банка.

2. Медиа-каналы:

2.1. Почта - предложение услуг через "бумажную" почту (direct mail).
2.3. Технические каналы:

Сегодня медиа-каналы - важный способ предоставления информации и осуществления банковских трансакций. Следует отметить, что Интернет относится к категории электронных каналов дистрибуции и является одним из технических каналов доставки банковских услуг.

Интенсивность использования различных каналов в разных странах отличается. Например, в США сегодня основным каналом доставки банковских услуг являются телекоммуникации - телефон и факс, однако, все большую роль во взаимодействии с клиентами играет Интернет (в Таблице 2 приведена сравнительная интенсивность информационного обмена, измеряемая обычно как количество контактов с клиентами).

Таблица 2. Использование каналов дистрибуции в банках США
Канал19972001
Интернет15%42%
Другие электронные каналы10%9%
Телефон/факс51%31%
Почта2%1%
Традиционные каналы22%17%
Источник: Forrester Research, июль 1997.1

Как было отмечено выше, каналы дистрибуции используются для доставки информации и осуществления трансакций. Следует отметить, что в настоящее время Интернет используется в основном как транспортное средство для информационного обмена с клиентами. Доля трансакционной компоненты ничтожно мала (см. Таблицу 2). Банки фактически не осуществляют финансовых трансакций с клиентами через Интернет.

Таблица 3. Распределение банковских финансовых трансакций с клиентами по каналам
Канал19972001
Филиалы и отделения33%21%
Банкоматы (ATM)27%29%
Торговые терминалы (POS)36%41%
Частные сети на основе ПК2%5%
Центры обслуживания по телефону2%4%
Источник: Ernst & Yang, 1997 (цитируется по [Мир карточек, # 1, 1999], на 2001г. - прогноз).

Это объясняется наличием старых "проверенных" и достаточно надежных каналов и небольшой долей клиентов, использующих Интернет для получения услуг банка. По данным Online Banking Report [72] в 2000г. общее число потребителей банковских Интернет-услуг в США составило всего 7 млн. человек (см. Таблицу 3.2 Приложения III), а количество клиентов, постоянно пользующихся услугами банков, предоставляемыми через Интернет, и осуществляющих трансакции в режиме "онлайн" (в США же) не превышает 6 млн. человек [63]. Сравнительные данные использования Интернет в банковском деле в разных странах приведены в Таблице 3.1 Приложения III.

Тем не менее, поскольку Интернет является в настоящее время самым дешевым канал доставки (см. Таблицу 4 и Таблицу 5), большинство экспертов согласно с тем, что его использование будет расширяться, и все большая доля сделок будет осуществляться через Интернет, а не через другие каналы доставки [51, 63 и др.].

Действительно, в мире наблюдается тенденция к росту числа банков, предоставляющих услуги через Интернет (их уже более 3000), и к увеличению доли клиентов, пользующихся услугами интернет-банкинга. Так в Европе доля клиентов, пользующихся Интернет-услугами банков, в среднем превышает 10%, и 4% всех банковских операций проводятся через Интернет (в США - 3%) [19] (см. также Таблицу 3.2 Приложения III).

Таблица 4. Затраты на одну банковскую трансакцию (в долларах США)2
Каналы[Cuevas 1998][BIS 2001][Viner at al 2000]
Филиалы и отделения1,071,071,50
Банкоматы0,270,270,80
Частные сети0,020,11-
Центры обслуживания по телефону0,540,521,20
Интернет0,010,010,25

Как видно из Таблицы 4 средние затраты банка на проведение операции через Интернет существенно ниже, чем при использовании других коммуникационных каналов.

Кроме того, осуществление операций по любому каналу обычно сопровождается бумажным документооборотом, что является источником накладных расходов контрагентов и участников расчетов. Интерактивные возможности Интернет позволяют заменить бумажный документооборот электронным. При использовании электронных платежных документов и их передаче по Интернет сокращаются расходы на обслуживание документооборота всех участников расчетов (см. Таблицу 5). Таким образом, использование Интернет должно быть выгодно всем (особенно клиентам банков).

Таблица 5. Затраты участников расчета на обслуживание одного платежного документа (в долларах США).
Затраты участников расчетовБумажные документыИнтернет документы
Предприятие, выписывающее счет к оплате1,65-2,700,60-1,00
Затраты плательщика (клиента банка)0,420
Затраты банка0,15-0,200,05-0,10
Источник: [48, p. 85]

Следует отметить, что в целом предоставление услуг в режиме "онлайн" (через Интернет) делает управление каналами доставки более сложным. Однако бурный рост пользователей Интернет-услуг банков, наблюдаемый в некоторых странах (см. Таблицу 3.1 Приложения III), может сделать этот канал прибыльным.

Некоторые западные банки уже объявляют о снижении затрат, вызванных обслуживанием клиентов через Интернет. Так, в Скандинавии 1,1 млн. онлайновых клиентов Merita Nordbanken позволили ему снизить затраты в 1999г. Well Fargo (США) обслуживает более 1,5 млн. онлайновых счетов и заявляет о меньших затратах на обслуживание одного клиента через Интернет, по сравнению с филиальным [19, 63 и др.].

Некоторые отечественные банки также добились впечатляющих результатов в использовании Интернет для обслуживания клиентов (см. Таблицу 4.1 Приложения IV).

Особенно обращают на себя внимание результаты деятельности банка "Северная казна". В сентябре 2000г. через Интернет банк обслуживал около 20% своих клиентов, обрабатывал 14% платежных поручений (12% общего объема клиентских платежей), а средневзвешенные остатки на интернет счетах составляли более 10% от общей суммы [7]. В марте 2001г. количество клиентов, обслуживаемых через Интернет, в "Северной казне" превысило уже 30%, количество исходящих платежных поручений - 20 тысяч (21% от общего числа), сумма исходящих платежей составила - 942,5 млн. руб. (17,5% от объема клиентских платежей в рублях), а средневзвешенная сумма денежных средств на интернет-счетах составила около 75 млн. руб. (12% от средневзвешенных остатков на счетах юридических лиц в банке). Всего же через различные системы удаленного доступа на 1 апреля 2001 г. в "Северной казне" работало более 40% юридических лиц, электронно они оплачивали около половины своих платежных поручений, на их счетах сосредоточено от 25 до 30% денежных средств, а оборот их исходящих платежей составляет около 60% от общего [32].

Интересно отметить и заявление председателя Автобанка Юрия Коваля, что система интернет-банкинга и по оборотам и по рентабельности превосходит обычное отделение и обычный пункт продажи валюты Автобанка в Москве [7].

Косвенным показателем, подтверждающим снижение затрат банка при обслуживании клиентов через Интернет, могут быть банковские тарифы на услуги. Например, в банке "Россия" (Санкт-Петербург) перевод рублей с одного счета на другой с помощью Интернет стоит в два раза дешевле "бумажной" операции, в Судостроительном банке - на 20% дешевле, а в Северной казне - комиссия за обычный перевод составляет не менее 10 руб., тогда как перевод через систему "интернет-банк" - 2,5 руб. [19].

Кроме обслуживания клиентов банки используют сети коммуникаций для информационного обмена (EDI - Electronic Data Interchange) со своими контрагентами и подразделениями, для проведения расчетов (в том числе межрегиональных и международных) и осуществления оптовых операций (МБК, МБД, операции на рынке иностранной валюты (FOREX), торговые операции и т.д.). При этом стоимость услуг связи через Интернет существенно ниже, чем при использовании традиционных каналов (телекс, специализированные телекоммуникационных сети типа SPRINT и др.).

Поскольку Интернет является одним из самых дешевых каналов связи, использование Интернет представляется целесообразным во всех случаях, когда банк использует более дорогие каналы связи. В частности, банки могут использовать Интернет для внутренних нужд. Например, региональные филиалы многофилиального банка могут через Интернет передавать в головной офис отчетность для консолидации и иную необходимую информацию, а головной офис может пересылать в филиалы справочные данные, распоряжения и т.п. По сведениям автора, многие Российские банки давно используют для информационного обмена электронную почту, которая является одним из прикладных сервисов Интернет (см. параграф "Прикладные сервисы и приложения" в Приложении II).

Проведение расчетов и осуществление платежей также могут осуществляться с использованием Интернет. Расчеты и платежи непосредственно связаны с оказанием трансакционных банковских услуг. Именно в этой области (а не в сфере дистрибуции розничных услуг) и ожидается наибольшая отдача от использования Интернет. Некоторые крупные банки уже используют инфраструктуру Интернет для проведения расчетов. Например, Deutsche Bank и Bank of New York проводят через Интернет до 80%, а российский банк "Менатеп-СПб" проводит через интернет до 90% (!) всех своих платежей [22].

Опыт Менатеп-СПб следует отметить особо (это банк федерального уровня, имеющий 53 филиала). Вся информационная система банка построена на Интернет-технологиях, через Интернет банк осуществляются межфилиальные расчеты, платежи и консолидация балансов. Использование Интернет для "собственных нужд" позволило банку сэкономить в 1999г. порядка 4 миллионов долларов [15].

2.2. Инновации в сфере банковских услуг

2.2.1. Трансакционные услуги

Обслуживание счетов через Интернет принципиально не отличается от дистанционного управления счетами в системах "банк-клиент" (открытие, закрытие счетов, переводы средств, получение выписок и т.д.). Новые виды услуг по обслуживанию сделок, вызванные использованием Интернет, включают: предъявление и оплату счетов (e-billing) и обслуживание электронных платежных инструментов - "электронных денег" (e-money), использующихся при совершении сделок в Интернет-коммерции.

2.2.1.1. Предъявление счетов к оплате

Предъявление счетов (electronic bill presentment) и оплата счетов (electronic bill payment) - относительно новая услуга банков (ее можно классифицировать как операционную, но поскольку она связана с учетом и регистрацией сделок, автор относит ее к категории трансакционных). Смысл этой услуги сводится к тому, что система "интернет-банк" обеспечивает пользователю доставку счета компании (например, счета за коммунальные услуги) к оплате и показывает его на экране компьютера. Клиент может акцептовать этот счет, не заполняя платежное поручение, и деньги с его счета автоматически будут переведены на счет компании. Т.е. эта услуга избавляет клиентов от бумажного оборота (выписывания счетов, их заполнения и пересылки по почте).

Распространенность такой услуги зависит от национальной специфики3. Например, в США ежегодно выписывается и пересылает по почте около 21 миллиарда счетов, соответственно, в индустрию "представления счетов к оплате" вовлечены огромные деньги. Услуги по электронному представлению счетов активно развивают Bank of America, Citibank, Chase Manhattan и другие финансовые институты. Банки США вступают в коалиции с различными компаниями и другими банками для объединения усилий в этой области. Bank of America и Citigroup возглавляют две самые большие коалиции. Citibank осуществляет продвижение "представления счетов" совместно с Microsoft и Western Union - крупнейшими в мире небанковскими компаниями [57]. Это обеспечивает банки большой клиентской базой, в которую входят как предприятия, выписывающие счета (billers), так и клиенты-плательщики. В других странах, таких как Швеция и Финляндия счетов выписывают существенно меньше, оплата, например, коммунальных услуг делается по договору с банком (прямым дебетованием счетов клиента в банке). Некоторые отечественные банки (Гута банк, Автобанк и др.), предлагающие обслуживание через Интернет, уже предоставляют возможность своим клиентам оплачивать коммунальные счета, доступ в Интернет, пользование сотовой и пейджинговой связью и т. д. Правда, они не предлагают услугу "предъявления" счета к оплате ("предъявление счета" - отображение бланка счета на экране компьютера клиента).

2.2.1.2. Электронные деньги

Наиболее радикальной инновацией в сфере трансакционных услуг является использование электронных денег (electronical money, e-money) на розничном уровне. Электронные деньги в банковском деле сами по себе не являются чем-то новым. Беспроводные трансферты через компьютеры и телефонные линии уже много лет составляют основную часть оптовых операций банков на финансовых рынках: на межбанковском, международном банковском, для осуществления безналичных платежей и операций на валютном рынке. Это - электронные фонды в упоминавшихся выше электронных платежных системах или EFT-системах (типичным примером EFT-системы является международная сеть SWIFT). Поэтому правильнее говорить об использовании электронных денег для розничных операций банков. Ниже речь идет именно о "розничных" электронных деньгах, которые часто называют "электронными наличными" (electronical cash) или "цифровыми наличными" (digital cash). (Обзор концепций электронных денег и схем расчетов с их использованием приведен в Приложении V).

Электронные деньги обычно определяются как хранение денежной стоимости с помощью технического устройства, которое может широко применяться для осуществления платежей в пользу не только эмитента, но и других контрагентов и которое не требует обязательного использования банковских счетов для проведения операций (трансакций), а действует как предоплаченный инструмент на предъявителя [9, 46, 78 и др.]. Наиболее развернутое определение электронных денег принадлежит Европейскому центральному банку, который определяет электронные деньги как "денежную стоимость, представляющую собой требование к эмитенту, которая: 1) хранится на электронном устройстве; эмитируется после получения средств в размере не менее чем эмитируемая денежная стоимость; 3) принимается в качестве средства платежа не только эмитентом, но и другими фирмами" (цитируется по [9]).

Большинство аналитиков выделяет две главные формы электронных денег - на базе карт (card-based) и на базе сетей (network-based) [9, 47 и др.]. Более развитая форма цифровых наличных - смарт-карты (smart-cards), карты с хранимой стоимостью (SVC - stored value cards) или предоплаченные карты (prepaid cards), и "электронные кошельки" (e-wallet, e-purses). Все они имеют встроенный микропроцессор с записанным на нем в результате предоплаты денежным эквивалентом.

Вторая группа электронных денег - "сетевые деньги" (net cash, network money). Сетевые деньги представляют собой различное программное обеспечение, обеспечивающее перевод средств по электронным коммуникационным сетям, в том числе и через Интернет. Сетевые деньги сохраняют стоимость в памяти компьютеров на жестком диске.

Самые известные примеры электронных денег на базе карт - Mondex и VisaCash. Эмитентами и плательщиками по этим картам выступают коммерческие банки, и основа хранимого и перемещаемого с помощью этих карт денежного эквивалента - банковские депозиты. Эти электронные деньги концептуально не отличаются от традиционных средств платежа. Принципиально новым явлением в этой группе являются карты и платежные инструменты, выпускаемые небанками - телефонными, транспортными и т.п. компаниями, - и принимаемые к оплате, как эмитентами, так и другими компаниями. Примером таких карт являются карты Управления городского транспорта Нью-Йорка (США) и карты некоторых телефонных компаний Японии, а российским аналогом таких карт можно считать карты e-port [9, 78 и др.]. Основная проблема заключается в том, что расчеты по ним проводятся не через банки, а через бухгалтерские книги компаний-эмитентов. Банковские деньги (записи на счетах и наличные) используются только как начало цепочки - покупатель карты оплачивает ее наличными или через банковский счет. В дальнейших трансакциях необходимость в поддержании соответствующих остатков на банковских счетах и информировании банков о проведении операций отпадает.

Деньги на базе сетей представлены такими системами, как DigiCash, CyberCash, NetCash, WebMoney, PayCash и др. (Последние две системы Российские, список отечественных систем электронных денег приведен в Таблице 5.2 Приложения V). Использование сетевых денег сегодня предполагает клиринг и участие банков, поскольку они построены на принципе предоплаты. Однако и в этой группе цифровых наличных развиваются потенциально опасные для банков денежные субституты - это так называемые "подарочные деньги" (gift money).

Сейчас "подарочные деньги" используются в основном для приобретения товаров в Интернет-магазинах, к ним относятся такие системы как Flooz (www.flooz.com), Beenz (www.beenz.com), Cybergold (США) и iPoints (Великобритания). Клиенты получают такие деньги не на основе средств, внесенных на банковский депозит, а в качестве приза за покупку товаров и услуг у определенных входящих в ту или иную систему Интернет-продавцов. Например, в системе Flooz, покупатель получает по электронной почте "подарочный сертификат" после совершения покупки в Интернет-магазине. Этими сертификатами можно обмениваться с другими пользователями Интернет и на них можно осуществлять покупки в магазинах поддерживающих систему Flooz (в обороте сейчас находится около 5 миллионов Flooz-сертификатов). Некоторые разновидности подарочных денег, например, "кибердоллары" системы Cybergold, можно конвертировать в наличные деньги. Аналогом "подарочных денег" являются "наградные километры", начисляемые авиакомпаниями часто летающим пассажирам, дисконтные талоны в некоторых продуктовых магазинах и др. Например, компания America Airlines для своих пассажиров начисляет "мильные очки" (mileage points), которые можно использовать для покупки товаров и услуг через крупнейший в мире портал America OnLine (AOL). (Примеры "подарочных денег" взяты из [58], о порталах см. Приложение II).

Использование электронных денег принципиально отличается от использования пластиковых карт. Предоплаченные инструменты позволяют исключить из процесса обработки финансовых трансакций многие промежуточные звенья (например, процессинговые компании), что резко может снизить издержки проведения расчетов. В частности, их можно использовать для расчетов между частными лицами (P2P - Person-to-Person payment).

Хотя электронные деньги и считаются одной из самых перспективных инноваций, они до сих пор не получили массового распространения (около 90% всех розничных платежей через Интернет осуществляется с помощью кредитных карт). Это можно объяснить разными причинами.

Электронные деньги на базе карт являются сегодня одним из самых надежных инструментов платежа, с одной стороны, но и одним из самых дорогих, поскольку являются аппаратно-реализованными техническими устройствами. Для работы с ними опять же нужны специальные технические устройства. То есть их широкое распространение требует изменения существующих устройств (например, банкоматов и торговых терминалом) или создания новых устройств, которые бы занимались "считыванием" данных со смарт-карт (так называемых "кард-ридеров" - card-readers) и т.п. Иными словами, для использования таких инструментов требуется изменение существующей аппаратной инфраструктуры платежных систем.

Сетевые деньги являются в основном исключительно программными решениями, работающими на существующей аппаратной и сетевой инфраструктуре (это несомненный плюс электронных денег на базе сетей). Обычно считается, что использование сетевых денег (и Интернет для расчетов в целом) небезопасно. Интернет является открытой сетью, поэтому в Интернет много проще перехватывать и контролировать сообщения, чем в специальных расчетных сетях (например, в сети банкоматов). На самом деле небезопасность электронных Интернет-платежей сильно преувеличена. Платежная система должна быть доступна любому физическому лицу и предприятию. На практике это означает, что данные можно передавать только через телефонные линии или телевизионные кабели. Телефонные линии или телевизионные кабели сами по себе защищены не больше, чем Интернет: любой человек, немного знающий электронику, может подключиться к линии между потребителем (клиентом) и поставщиком услуг (банком). Следовательно, безопасность информации надо обеспечивать, защищая непосредственно сообщение, а не канал связи. Единственный способ это сделать - шифрование. (Кстати, банки одни из первых стали широко использовать криптографические средства для шифрования передаваемых данных. Произошло это в конце 1970-х - начале 1980-х гг. [61]). В Интернет нет недостатка средств шифрования. Более того, именно благодаря Интернет криптографические средства получили массовое распространение. Существующие в настоящее время методы криптозащиты могут обеспечить фактически 100% уровень безопасности [28].

Скорее всего, причины незначительного распространения электронных денег лежат не в области технологии, а в сфере политики. Такие крупные операторы как VISA и MasterCard лоббируют создание "пластиковых" решений (использование смарт-карт), а использование сетевых денег не очень привлекает банки и процессинговые компании: платежные Интернет-системы использованием электронных денег на базе сетей, будучи почти полностью автоматизированными, исключает любое "алиби" для медлительности (а режим реального времени в розничных операциях снижает процентные доходы банка - доходы от "флоата", упоминавшиеся выше), процессинговые компании могут оказаться "не у дел" и т.д. Другая причина, которую часто называют (в западных странах она считается главной) - неприятие новых средств платежа со стороны клиентов.

В странах Евросоюза в 1999г. действовало 19 систем электронных денег, но все они имели ограниченное хождение (дневной оборот 800 тыс. евро) [9]. Использование предоплаченных карт (SVC-карт) находится в стадии экспериментальной проверки, а степень распространения сетевых денег еще меньше.

С 2004г. VISA и MasterCard - основные операторы "пластика", - планируют прекратить эмиссию магнитных карт, и в связи с этим ожидается, что смарт-карты получат широкое распространение [14].

2.2.1.3. Валовые расчеты

Другим примером воздействия Интернет на сферу расчетов и проведения трансакций является изменение электронных межбанковских расчетов.

Традиционным способом проведения расчетов по крупным межбанковским платежам является неттинг - в течение операционного дня банки накапливают платежные обязательства, затем отсылают их одним "пакетом" в конце дня в расчетно-клиринговый центр, где происходит взаимозачет многосторонних обязательств и выявляются "чистые должники" и "чистые кредиторы", итоговые расчеты между которыми осуществляются путем перевода средств между резервными и расчетными счетами в Центральном банке. Такой механизм обладал ранее значительными преимуществами по сравнению с системой "валовых расчетов" с точки зрения трансакционных издержек, но имел более высокий уровень системного риска, поскольку накапливаемые в течение операционного дня обязательства могли существенно превысить капитал банка (подробнее системный риск в клиринговых расчетах описан в работе [27, сс.108-113]).

В сфере межбанковских расчетов Интернет как коммуникационная сеть фактически не используется, здесь мы имеем пример опосредованного влияния интернет-технологий. Резкое увеличение мощности компьютеров и коммуникационных систем (Интернет в том числе) сделал возможным внедрение систем валовых расчетов, работающих в режиме реального времени (Real Time Gross Settlement Systems). Эти системы уже заменили неттинг во многих странах, и с их появлением системный риск банковского сектора снизился. Такие системы действуют в США (CHIPS), в Германии, Франции и других странах Евросоюза (в Европе, кроме региональных систем, действует две межрегиональные - TARGET и Euro I, - объединяющие банковские системы стран Евросоюза). На создание подобной системы расчетов была направлена и программа Центрального банка России 1996г. по совершенствованию системы электронных платежей, предполагавшая запуск и использование четырех спутников для осуществления расчетов в режиме реального времени.

В системах валовых межбанковских расчетов инфраструктура Интернет как коммуникационной сети непосредственно не используется. Однако построение таких расчетных систем стало возможным благодаря использованию универсального протокола связи (TCP/IP) между компьютерами, который является основой Интернет-технологий (см. параграф "Технологические аспекты" в Приложении II).

Так же как использование электронных денег может теоретически привести к исключению банков из участия в проведении расчетов по розничным платежам, рост мощности компьютеров и коммуникаций может привести к тому, что оценка кредитоспособности контрагентов на оптовом уровне будет происходить в режиме реального времени, и итоговые расчеты можно будет проводить без участия центральных банков.

2.2.2. Портфельные услуги

2.2.2.1. Депозиты

Предоставление депозитных услуг через Интернет не представляет особой проблемы - заключение договоров, открытие счетов и вклад денежных средств могут осуществлять через электронные каналы доставки, в том числе и через Интернет. (В частности, депозитные договора можно заключать с использование обычной системы "банк-клиент"). Перевод средств во вклады может осуществляться с текущих и расчетных счетов клиентов с использование систем удаленного управления счетами (home banking), через банкоматы и с помощью пластиковых карт. Первый Интернет-банк (Security First Network Bank, www.sfnb.com) занимался именно размещением депозитов [59]. (Об Интернет-банках и других "виртуальных" предприятия см. параграф "Коммерческое использование Интернет" в Приложение II). Основной тенденцией в мировом банковском деле последних 10 лет было вытеснение депозитов, основными субститутами депозитов являются вложения клиентов в ценные бумаги, развитие интернет-трейдинга и появление приложений, автоматизирующих работу брокеров на рынке ценных бумаг (discount brokerage) только усилило эту тенденцию.

2.2.2.2. Кредиты

В области кредитования услуги интернет-банкинга в настоящее время чаще всего ограничиваются заполнением и отсылкой заявки на получение ссуды, поскольку в "удаленном режиме" сложно проводить оценку заемщика.

Многие американцы и европейцы используют Интернет для того, чтобы найти кредит на покупку недвижимости или сравнить процентные ставки, однако мало кто из них может получить кредит в режиме "онлайн". (По данным Boston Consulting Group в 1999г. поиском и сравнение кредитов под покупку жилья в США занимались 19 млн. человек [63]).

В связи с этим в Интернет получили распространение наименее рискованные виды кредитования - ипотечное кредитование и ссуды под залог имущества (online mortgage lending) [71], а также потребительский кредит на относительно небольшие суммы (например, на покупку автомобилей).

Обычно, для получения кредита или ссуды через Интернет заемщик должен быть клиентом банка (т.е. обладать "кредитной историей"), либо он должен предоставить гарантии возврата кредита (например, документы, подтверждающие право собственности). Поскольку оформление залога представляет собой передачу имущественных прав, юридическая значимость сделок, заключаемых через Интернет (т.е. без физического присутствия договаривающихся сторон) напрямую зависит от признания юридической силы "электронной подписи". Получение потребительского кредита вообще может быть не связано с оценкой кредитоспособности (в США в свое время кредитные карточки рассылались по почте "в слепую").

В сфере предоставления ссуд через Интернет основными конкурентами банков являются действующие "виртуальные" ссудные компании, такие как E-Loan.com, LendingTree.com и Mortgage.com в США. Из отечественных Интернет-компаний займы под обеспечение предоставляет Интернет-биржа INDX (www.indx.ru) - в обеспечение займа принимаются только растаможенные иномарки, зарегистрированные в Москве (при заключении договора займа присутствие владельца обязательно).

Кроме заключения договоров и предоставления кредитов клиентам, в последнее время появились интересные возможности применения Интернет в области синдицированного кредитования. Точнее, предполагается проводить Интернет-аукционы (об Интернет-аукционах см. Приложение II), в ходе которых крупные компании будут выставлять свои "заявки" по необходимым им кредитам, а банки будут принимать участие в торгах за право выделения таких кредитов или за право организации и последующего поиска потенциальных участников синдицированного кредита. Система проведения электронных аукционов может позволить банкам сократить операционные расходы, более эффективно обеспечивать кредитные гарантии и осуществлять торговлю кредитами. Выделение коммерческих кредитов через Интернет также может означать, что банки средней величины, зачастую не имеющие возможностей для создания собственных внутрибанковских кредитных схем, смогут получить доступ к ранее недосягаемым для них крупным клиентам из числа транснациональных компаний [20].

Кредитные линии также имеют перспективу в Интернет. В конце 2000г. появились первые "онлайновые" кредитные карты e-Go Internet (эмитент - Postbank), в случае если они получат распространение, их пользователи будут иметь возможность получения кредита. Согласно оценке Lafferty.com роль кредитных линий будет расти, но они вряд ли получат распространение за пределами США.

Очевидно, что возможность предоставления кредитов через Интернет связана в первую очередь с возможностью автоматизации процесса оценки профиля риска заемщика. Поэтому наиболее существенные изменения в области кредитования, обусловленные использованием Интернет, большинство аналитиков в настоящее время связывают с применением так называемых методов "раскопки данных" (data mining) [48, 54]. Интернет позволяет автоматически собирать большие объемы данных о различных аспектах жизнедеятельности клиентов, их кредитной истории и предпочтениях. Методы "раскопки данных" теоретически позволяют анализировать огромные массивы информации и более точно стратифицировать клиентскую базу и идентифицировать кредитные риски. Предполагается, что использование этих методов позволит снизить кредитные риски банков, за счет более полной и точной информации о клиенте. Если эти методы будут реализованы и дадут положительные результаты (сейчас они все в стадии разработок), то процедуры предоставления кредитов можно будет частично автоматизировать (по крайней мере, потребительский кредит и кредитование малого бизнеса).

2.2.3. Операционные услуги

2.2.3.1. Инвестиционные услуги

Наибольшее распространение среди всех финансовых Интернет-услуг получили брокерские услуги на рынке ценных бумаг.

Это связано с тем, что в 90-х гг. возникли и получили массовое распространение внебиржевые электронные торговые системы, в которых проведение торгов, регистрация и расчеты по сделкам были полностью автоматизированы. Кроме того, в Интернет появились виртуальные электронные торговые площадки, получившие название "Альтернативные торговые системы" (ATS - Alternative Trading Systems), выполняющие функции классической биржи и создающие конкуренцию традиционным биржам. ("Хитом" последних двух лет на электронном рынке ценных бумаг были так называемые "Электронные Коммуникационные Сети" (ECN - Electronic Communication Networks), специализирующиеся на обработке лимит-ордеров). Программный доступ к своим торговым системам обеспечивают большинство мировых бирж NYSE, NASDAQ и др. В России доступ к своим торговым системам сегодня предоставляют ММВБ (www.micex.ru), РТС (система гарантированных котировок последней изначально ориентирована на работу через Интернет), фондовая биржа "Санкт-Петербург" (www.spbex.ru) и Московская фондовая биржа (www.mse-dsu.ru) и некоторые другие. В октябре 1999г. была создана и первая российская Интернет-биржа (т.е. проводящая торги только через Интернет) - INDX (www.indx.ru).

Интернет позволил обеспечить массовый доступ к электронным торговым системам частным инвесторам, и электронные брокерские услуги стали одним из прикладных сервисов Интернет (online brokerage).

Обслуживание сделок на рынке ценных бумаг через Интернет превратилось в целую индустрию под названием "Интернет-трейдинг" (Internet trading, i-trading). Общее количество сделок, заключаемых пользователями Интернет на электронных внебиржевых рынках в настоящее время около 50% от общего числа (именно количество, а не сумма). Пятая часть сделок с акциями NASDAQ совершается через Интернет, а в США за 1998-1999гг. 25% всех сделок на рынке ценных бумаг прошло через Интернет [35]. На ММВБ доля интернет-сделок в марте 2001г. составила 58,6% (с учетом того, что на ММВБ совершается около 80% сделок всего фондового рынка России, это означает, что у нас почти половина всех сделок проходит через Интернет).

Конечно, в секторе брокерских Интернет-услуг преобладают брокерские и инвестиционные фирмы, такие как Charles Schwab и E*Trade в США (список крупнейших интернет-брокеров и трейдеров приведен в работе [36]). Однако и многие банки осуществляют брокерское обслуживание клиентов через Интернет, предоставляя услуги по покупке/продаже ценных бумаг, созданию инвестиционного портфеля и возможность участвовать в торгах на фондовом рынке и рынке иностранной валюты (FOREX).

Рынок иностранных валют до 2001г. оставался одной из самых консервативных сфер в деятельности банков, в которой для принятия торговых заявок от клиентов использовались телефоны или специальные компьютерные программы (системы типа "клиент-банк"). Открытие в 2000г. первого независимого внебанковского электронного рынка иностранной валюты Currenex, побудило банки к созданию собственных электронных рынков - два первых банковских электронных рынка иностранной валюты - FxAll и Atriax - начнут работать уже в этом году [66]. Это означает, что в конце 2001- начале 2002г. банки начнут активно предоставлять через Интернет дилинговые услуги.

В России услуги по проведению торговых операций через Интернет предоставляют своим клиентам Гутабанк (www.onlinebroker.ru), Менатеп СПб, Автобанк, Лефко-банк, Ингосстрах, Росбанк (www.rostrade.ru) и другие. Гутабанк является первопроходцем и одним из лидеров Интернет-трейдинга в России - его система Remote Trader привлекла в банк сотни клиентов (отчасти это связано с тем, что Гутабанк предоставляет маржинальные кредиты на покупку ценных бумаг) [35].

В терминологии электронной коммерции банки, предоставляя своим клиентам услуги Интернет-трейдинга, выступают в качестве "электронных брокеров" или как владельцы "электронных бирж" (см. Приложение II).

Приток частных инвесторов на рынок ценных бумаг привел к расцвету IPO (Initial Public Offering) - услуг по первичному размещению акций эмитента. Ранее этот сектор рынка был слабо развит в силу консерватизма институциональных инвесторов, которые, в отличие от индивидуальных, с целью минимизации риска предпочитают объемные вложения. Частные же инвесторы готовы инвестировать малые суммы в высокорискованные активы, это обстоятельство вызвало встречное предложение со стороны компаний из сектора высоких технологий (телекоммуникации, фармацевтика, биотехнологии, Интернет и т.д.) ищущих дополнительные источники финансирования. Традиционная точка зрения, утверждает, что фондовый рынок как источник финансирования деятельности предприятий не может вытеснить даже в отдаленной перспективе банки с кредитного рынка в силу асимметричности информации между кредиторами и заемщиками [25, с.5]. Массовый приток частных инвесторов на фондовый рынок и использование информационных возможностей Интернет поставили такое представление под угрозу.

Собственно услуги по первичному размещению ценных бумаг через Интернет появились около 5 лет назад. Предоставляя такие услуги, банки (в США - инвестиционные банки) выступают в роли эмиссионных агентов или как андеррайтеры. Первое публичное размещение ценных бумаг, проведенное инвестиционным Интернет-банком Theglobe.com произошло только в конце 1999г. До этого размещением ценных бумаг через Интернет проводились самими предприятиями или их агентами-небанками путем прямого предложения акций частным инвесторам через электронную почту и другие Интернет-приложения. С 1999г. инвестиционные Интернет-банки стали предлагать компаниям-эмитентам на выбор воспользоваться традиционной ("оффлайновой") схемой размещения акций, либо разместить часть выпуска через Интернет [77]. Лидерами первичного размещения ценных бумаг ("ведущими андеррайтерами") являются крупные инвестиционные банки (Goldman Sachs, Morgan Stanley, Merrill Lynch и др.), но большую часть операций по размещению ценных бумаг они проводят не через Интернет. Инвестиционные Интернет-услуги по первичному размещению ценных бумаг предлагают в основном Интернет-брокеры (о "виртуальных" компаниях см. Приложение II и следующий параграф), они проводят: публикацию проспектов эмиссий и подписку на акции через Интернет [50]. (Списки интернет-брокеров и крупнейших операторов интернет-трейдинга можно найти в работах Евгения Соломатина [35, 36 и др.]).

2.2.3.2. Услуги страхования

Кроме инвестиционных банковских услуг к операционным следует отнести также услуги страхования. В разных странах существуют законодательные ограничения на деятельность банков в области страхования. В США к страховым услугам банков можно отнести продажу аннуитетов (аналог страхового полиса) [33], в России банкам запрещено заниматься страховой деятельностью вообще. Однако в Европе банки уже "освоили" 22% страхового рынка [62]. Услуги по страхованию предлагают такие банки как Lloyds TSB, Credit Agricole и др. В США происходит интеграция банковского дела, страхования и инвестиционного бизнеса. Кроме того, посреднические и инвестиционные фирмы, такие как Merrill Lynch и Fidelity в настоящее время предоставляют своим клиентам полный спектр традиционных банковских услуг и страхования. Кроме банков, на рынке страхования действуют многие поставщики Интернет-услуг (например, Quicken), они также помогают потребителям предоставлять обеспечение под ссуды (secure mortgages), кредитные карты, автомобильное страхование и страхование жизни [62].

Предоставление страховых услуг считается одним из перспективных направлений использования сети Интернет: страховой полис представляет собой стандартный контракт, заключение таких контрактов, подобно операциями по покупке/продаже стандартных финансовых инструментов на рынке ценных бумаг достаточно легко автоматизировать.

2.2.3.3. Услуги Интернет-коммерции

Предложение банковских продуктов в Интернет представляет собой использование Интернет как канала дистрибуции услуг. Однако Интернет является не просто специфической информационной средой, а еще и рынком. Развитие электронной коммерции привело к созданию новых посреднических услуг, специфичных для этой области (см. параграф "Коммерческое использование Интернет" в Приложении II и параграф 2.3 ниже) - эти услуги банки могут использовать как источник дополнительных доходов.

Банки, предлагая свои продукты на рынке электронной коммерции, выступают как "поставщики контента", т.е. как владельцы услуг или в качестве электронных брокеров (определения см. в Приложении II). Но они также могут поставлять своим клиентам технологические услуги (например, услуги доступа в Интернет). Некоторые банки начинали осваивать рынок электронной коммерции именно как поставщики технологии (из отечественных можно назвать Гутабанк). Следует, однако, отметить, что этот "технологический" сегмент рынка Интернет-коммерции захвачен крупными телекоммуникационными и IT-компаниями типа Microsoft, а поставку "подключения к Интернет" обеспечивает огромное количество мелких и средних Интернет-провайдеров. (Наблюдается, скорее, обратная тенденция - поставщики интернет-технологий самостоятельно начинают предлагать банковские услуги. Об этом см. следующий параграф).

Как "поставщики контекста" банки могут предоставлять клиентам услуги порталов, выступать как агрегаторы финансовых услуг и предоставлять электронные торговые площадки.

Как агрегаторы банки могут предоставлять услуги по агрегации счетов и услуги по агрегации банковских продуктов. Смысл этой услуги - обеспечить доступ клиенту к его счетам в различных финансовых институтах: к инвестиционным счетам у брокеров фондового рынка, к банковским расчетным и текущим счетам, к счетам кредитных карт и т.п. Агрегацию счетов и банковских продуктов можно рассматривать как услугу консолидации систем "интернет-клиент-банк" различных банков. Услугами агрегации счетов в 2000г. пользовались по разным оценкам от 1% до 5% потребителей в США [73; 69; 68 p.18]. Эти услуги в настоящее время предлагаются в основном интернет-компаниями, а не традиционными банками. Например, агрегатор VerticalOne предоставляет доступ к счетам в более чем 60 банках и инвестиционных компаниях США, в том числе к счетам крупнейших традиционных банков, таких как Bank of America, Citibank, Chase, Wells Fargo Bank, Charles Schwab и Merill Lynch и к счетам, открытым в Интернет-банках и инвестиционных компаниях Net.B@nk, WingspanBank, E*Trade и др. Компания-агрегатор PayTrust.com предлагает клиентам доступ к счетам клиента, открытым в 11 банках США, и, кроме доступа к счетам, она обеспечивает предоставление услуг "представления счетов к оплате", описанных выше [69]. Услуги агрегации банковских продуктов предлагают ряд американских и европейских банков (в основном, опять же Интернет-банков). В России возможность предоставления услуг типа агрегации счетов рассматривали Автобанк и Гутабанк. В конце 2000г. Гутабанк объявил о намерении предоставлять возможность другим банкам арендовать свою систему интернет-банкинга "Телебанк". Если другие банки воспользуются предоставленной возможностью, то система "Телебанк" будет фактически агрегатором счетов для клиентов имеющих счета в Гутабанке и в банках, арендующих систему "Телебанк".

Некоторые банки являются владельцами электронных торговых площадок. Например, европейский банк Barclay (www.barclaysquare.com) и банк Менатеп СПб (market.menatepspb.com) в России являются владельцами "торговых рядов", т.е. предоставляют со своих web-сайтов доступ различным интернет-магазинам. Наиболее активно идет создание торговых площадок для торговли ценными бумагами. Например, собственные web-сайты по торговле ценными бумагами ("электронные биржи") открыли такие банки как Bank of America, Manhattan и Citibank.

Банки также могут предлагать проведение электронных аукционов, выступая при этом гарантами сделок (гарантийное обслуживание), однако, примеров таких банков в настоящее автор не имеет.

Естественная ниша банков в Интернет-коммерции - обеспечение осуществления трансакций в Интернет. Банки могут занять лидирующее место в качестве поставщиков обеспечения (enablers), поскольку платежная инфраструктура банков использует различные защитные механизмы, которые отсутствуют в настоящее время в Интернет. Основная задача банков при построении платежных Интернет-систем - предложить "централь" (back-bone) платежной системы, поддерживающую работу с множеством разных инструментов (кредитными и дебетовыми картами, прямое дебетование счетов, электронные чеки, цифровые наличные и т.д.) и сделать эту централь достаточно надежной и устойчивой к большому объему сделок. В настоящее время операции Интернет-коммерции обслуживаются в основном с помощью пластиковых карт, эмитированных участниками традиционных платежных систем - банки так или иначе (как эквайеры или эмитенты) выступают в роли поставщиков "платежного обеспечения" Интернет-коммерции. Но в этом секторе началось распространение новых платежных инструментов, к которым банки не имеют прямого отношения ("подарочные деньги" и др., обсуждавшиеся выше). Услуги обеспечения платежей отличаются от трансакционных: банки в этом случае выступают как создатели и операторы платежных систем, а не как расчетные центры.

Безопасность сделок в Интернет обеспечивается посредством криптографических механизмов (в основном с использованием так называемых "цифровых сертификатов"). Банки, использующие криптографические средства с конца 70-х гг. обладают нужными "ноу-хау", чтобы играть роль сертификационных центров - предлагать сначала это своим клиентам, а потом предлагать услуги сертификации третьим лицам. Некоторые отечественные банки при обслуживании клиентов через Интернет используют сертификаты собственного изготовления, и, если эти сертификаты получат признание (что с точки зрения автора маловероятно), они могут предоставлять услуги сертификации. Другие услуги (enabling services), такие как обеспечение авторского права и интеллектуальной собственности также могут предлагаться банками.

2.3. Структурные изменения в банковском деле

2.3.1. Изменение способа дистрибуции банковских услуг

Интернет является не только новым каналом дистрибуции услуг. Его можно рассматривать как новую рыночную нишу - "рынок электронной коммерции" (см. параграф "Коммерческое использование Интернет" в Приложении II). Как показано выше освоение этой рыночной ниши открывает перед банками возможность получения дополнительных доходов, но при этом банки могут столкнуться с высоким уровнем конкуренции со стороны других участников рынка электронной коммерции.

Развитие Интернет-коммерции привело к возникновению новых типов посреднической деятельности (классификация участников рынка электронной коммерции приведена также в Приложении II). Наиболее радикальной инновацией является возникновение "виртуальных" предприятий, предоставляющих услуги и обслуживающих клиентов исключительно через Интернет.

Большее число экономических агентов, опосредующих взаимодействия в Интернет-коммерции, изменяет способ дистрибуции и, в известном смысле, природу финансовых услуг.

Для доступа к услугам потребители используют технические устройства ("устройства доступа") - персональные компьютеры, мобильные телефоны и т.д., - с помощью которых они "попадают" в Интернет. Поиск, сравнение и выбор услуг опосредуется "поставщиками контекста" - порталами и агрегаторами, через которые потребители получают собственно доступ к поставщикам услуг - "поставщикам контента". Поставщики контента, в свою очередь, предоставляют доступ к электронным услугам и продуктам. При этом взаимодействие потребителей, посредников и поставщиков услуг обеспечивается "технологическими провайдерами", а функционирование электронных продуктов - "поставщиками обеспечения" (развернутые определения новых типов поставщиков услуг даны в Приложении II).

В схеме дистрибуции услуг в Интернет-коммерции можно выделить, как минимум пять уровней в схеме дистрибуции услуг [54] (см. Рис.1):

  1. Устройства доступа.
    Роль "устройства доступа" в традиционном бизнесе выполняет сотрудник офиса или телефон, в Интернет - персональные компьютеры, мобильные телефоны, электронные записные книжки и цифровые телевизоры, имеющие "подключение" к Интернет.
  2. Финансовые информационные порталы являются связующим звеном между устройствами доступа и поставщиками финансовых услуг. Порталы обеспечивают доступ потребителя к целому спектру поставщиков. (Для пользователей эта услуга обычно бесплатна - порталы получают комиссию от поставщиков услуг, к которым пользователь обратился через портал).
  3. Финансовые агрегаторы предоставляют потребителям возможность сравнивать различные финансовые услуги (например, кредиты и займы, страховки и т.д. от разных поставщиков). Их основная задача - "собрать вместе" определенные виды услуг. С точки зрения рынка агрегаторы собирают (агрегируют) информацию об уровне спроса и предложения на конкретном рынке или в определенной отрасли, публикуют ее на своих web-сайтах. Тем самым, они уменьшают асимметричность рыночной информации и способствуют выравниванию цен от различных поставщиков. Их доходы также складываются из комиссионных, полученных от поставщиков услуг. Среди финансовых агрегаторов получили распространение "агрегаторы счетов" и "агрегаторы финансовых продуктов" (см. раздел 2.2.3.3 выше).
  4. Поставщики обеспечения создают и обеспечивают использование электронных финансовых продуктов. Примером типичных "электронных финансовых продуктов" являются системы дистанционного обслуживания "банк-клиент", кредитные карточки, "электронные кошельки" и т.п. С технической точки зрения электронные финансовые продукты представляют собой программно-реализованные пакеты финансовых услуг.

Традиционный способ дистрибуции банковских услуг через электронные каналы доставки (в том числе и через Интернет) обычно предполагает непосредственную доставку услуг клиентам банка. Клиенты, используя свои компьютеры и мобильные устройства ("устройства доступа") непосредственно связываются с системой "интернет-банк-клиент", которая являются аналогом "виртуального" офиса банка в терминологии электронной коммерции (см. Рис.1). При этом банки являются и "поставщиками обеспечения". (Роль "поставщиков технологии" играют "Интернет-провайдеры", обеспечивающие возможность работы через Интернет как банкам, так и клиентам банков).

Развитие Интернет-коммерции привело к появлению новых типов поставщиков банковских и финансовых услуг, что изменило характер дистрибуции - она стала многоуровневой, а порталы и агрегаторы стали выполнять роль новых каналов дистрибуции банковских услуг.

2.3.2. Новые участники рынка банковских услуг

Среди новых типов поставщиков финансовых и банковских услуг следует отметить в первую очередь появление так называемых "виртуальных" предприятий, которые осуществляют поставку услуг и обслуживание клиентов исключительно через Интернет (уровень II на Рис.1) и не имеют физических отделений и филиалов. К ним относятся: Интернет-банки, компании, занимающиеся ссудной деятельностью (Интернет-кредиторы) и электронные брокеры (Интернет-брокеры). "Виртуальными" предприятиями являются и многие порталы (агрегаторы являются специфической разновидностью порталов - см. Приложение II), поскольку их услуги - услуги доступа, могут существовать только в Интернет. (Примеры "виртуальных" предприятий - поставщиков финансовых услуг в Интернет приведены в Таблице 6).

Кроме "виртуальных" предприятий финансовые услуги на рынке электронной коммерции стали предлагать различные телекоммуникационные и сервисные компании, обладающие обширной клиентской базой и опытом использования информационных технологий (в основном это услуги по осуществлению платежей). Обычно такие компании начинали с открытия "виртуального" офиса - web-сайта, на котором можно было ознакомиться с услугами компаний, потом через web-сайты начиналась продажа услуг компаний, а это уже инициировало "освоение" платежного бизнеса (см. подраздел "Электронные деньги" выше).

Причиной появления "новых игроков" - "виртуальных" компаний и небанков - было снижение барьера входа на рынок банковских и финансовых услуг, описанное в Главе 1. Поскольку использование Интернет не сопряжено с большими расходами на эксплуатацию сетевой инфраструктуры, эффект масштаба перестал играть существенную роль в дистрибуции банковских электронных услуг.

Степень и глубина проникновения новых участников в сферу банковских услуг зависит от возможности автоматизировать процесс предоставления услуг и, соответственно, от уровня необходимых первоначальных затрат на автоматизацию (up-front costs). Полностью автоматизировать можно услуги обладающие свойствами потребительского товара. Это обстоятельство обусловило направление экспансии новых участников рынка банковских услуг.

Легче всего автоматизировать (сделать "электронными продуктами") розничные услуги банков, такие как клиентские платежи, брокерские услуги, ипотечное кредитование, страхование и торговые операции на фондовом рынке. Операции на рынке ценных бумаг и страхование связаны с торговлей стандартными финансовыми контрактами, клиентские платежи и платежи вообще в банковской системе большей частью унифицированы и стандартизованы, ипотечное кредитование требует минимальных затрат на оценку кредитного риска и т.п. Именно эти виды услуг и стали активно осваивать новые участники (см. параграф 2.2 выше).

Электронные банковские услуги, предоставляемые через Интернет, требуют минимальных затрат труда и не связаны с большими эксплуатационными расходами (на здания и сооружения), операционные издержки поставщиков таких услуг минимизируются. Это обстоятельство позволяет снизить цены на услуги, предоставляемые через Интернет.

Именно возможность конкуренции со стороны новых игроков и побудила традиционные банки к освоению рынка Интернет-коммерции. [54; 59; 63 и др.].

В качестве примера "виртуальных" организаций, действующих в сфере банковских услуг, рассмотрим Интернет-банки. Их в настоящее время в мире насчитывается несколько сотен (общее число банков, предлагающих Интернет-обслуживание, около 3 тысяч). Основная масса этих организаций было создана в 1998-1999гг. Большая часть виртуальных банков сосредоточена в США и в Европе (примеры Интернет-банков приведены в Таблице 6).

Виртуальные банки предлагают своим клиентам удаленное банковское самообслуживание (home banking), они не имеют филиалов и отделений, большая часть их операций автоматизирована, и, соответственно, они не несут затрат на оплату труда и сооружений. (Для наличных операций Интернет-банки заключают соглашения с обычными банками о кассовом обслуживании своих клиентов или использовании сети банкоматов).

Низкие операционные расходы позволяют Интернет-банкам снизить стоимость своих услуг. Интернет-банки обычно имеют более высокие ставки по счетам и низкие тарифы на обслуживание счетов. Так, в США средняя ставка в обычных банках составляет 3,43% годовых, а в Интернет-банках - 4,53%4, а средняя стоимость годового обслуживания счета - 3,08% и 1,3%, соответственно [22].

Интересно отметить, что большинство европейских Интернет-банков являются дочерними предприятиями традиционных банков, а Интернет-банки США в большинстве случаев входят в состав финансовых конгломератов.

Таблица 6. Интернет-компании поставщики финансовых услуг в Интернет
 СШАЕвропаРоссия
Поставщики контента
Интернет-банки Telebanc, Net.B@nk, X Bank, WingspanBank Egg Bank, Smile Advance Bank, Bank Girotel, Comdirect, Diba, Entrium, First E, Santander Augsburger Aktienbank Нет
Интернет-кредиторы E-LOAN, Mortgage.com, NextCard, Finet, Intuit/Quicken EuropeLoan (Бельгия) Интернет-биржа INDX (www.indx.ru) предоставляет ссуды под обеспечение.
Интернет-брокеры Schwab.com, E-Trade, TD Waterhouse, DU Directs, Fidelity.com, Ameritrade Consors (Германия), Direct Anlage (Германия), Avanza (Швеция)

Фондовый рынок: "Финмаркет" (www.finmarket.ru), Finam.ru (ЗАО "Финанс-Аналитик"), INDX (www.indx.ru)

FOREX: "Акмос Трейд" (www.akmos.ru), FX EUROCLUB (www.fxeuroclub.ru)

Поставщики контекста
Финансовые агрегаторы InsWeb, AnswerFinancial, Lending Tree, Quotesmith.com, Intuit/Quicken, VerticalOne, PayTrust InsuranceCity (Германия), Interhyp (Германия) Телебанк (Гутабанка)*, INDX (www.indx.ru)
Финансовые порталы Yahoo!Finance, Microsoft Network, Intuit/Quicken, America Online, Motley Fool, TheStreet.com eXchange Holdings (Великобритания), bfinance (Франция), FTYourMoney (Великобритания) Финарт (www.finart.ru), МФД-Инфоцентр (www.mfd.ru), Финмаркет (www.finmarket.ru), Finam.ru (ЗАО "Финанс-Аналитик"), BUSINESS.RU.
Поставщики обеспечения
Платежные системы Интернет CheckFree, Spectrum, CyberCash, Mondex, CyberSource, Entrust, Verisign, Intelidata, Sterling Commerce, DotsConnect, First Ecom  

Цифровые деньги: PayCash (www.paycash.ru), WebMoney (www.webmoney.ru)

Карточные: АССИСТ (www.assist.ru), Russian Shoppig Club (www.russianshopping.com), Киберплат, InterRussia (interrussia.com), Элит, Instant! (www.paybot.com)

Источник: Goldman Sachs 2000 (цитируется по [47, pp. 11-12]), по России - данные автора.
* Система "Телебанк" Гутабанк приведена в качестве возможного агрегатора счетов. Гутабанк, конечно, не является Интернет-банком - в конце 2000г. он объявил о намерении предоставить возможность другим банкам арендовать "Телебанк" для обслуживания их клиентов. (Аналогичную возможность рассматривал и Автобанк).

2.3.3. Консолидация в банковском секторе

Изменение характера дистрибуции банковских услуг и появление новых типов посредников на рынке Интернет-коммерции привело к тому, что поставка банковских услуг стала смещаться от традиционных каналов (филиалов и отделений) в сторону электронных. Потенциальная угроза со стороны "новых игроков" активизировала деятельность банков в Интернет. (Согласно некоторым аналитикам давление со стороны новых участников уже привело к уменьшению банковской маржи. Например, под давлением British Gas’s и MNBA маржа в Великобритании по кредитным картам уменьшилась с 20 до 12% [74]).

Следствием этого стало усиление процессов консолидации в банковском секторе. Кроме создания собственных "виртуальных" филиалов, банки стали развивать партнерские отношения с телекоммуникационными компаниями разработчиками программного обеспечения ("технологическими провайдерами") и создавать вертикально интегрированные финансовые сервисные компании, объединяющие все уровни дистрибуции в Интернет. Основным механизмом консолидации стало консолидации - поглощение "виртуальных" предприятий и создание финансовых конгломератов [48; 54; 68 и др.].

Сегодня многие Интернет-порталы являются стратегическими партнерами крупнейших банков в США, Европе и Азии (например, мегапортал Yachoo! - партнер Bank of East Asia). Большинство Интернет-банков в Европе являются дочерними предприятиями традиционных банков. Банки США вступают в коалиции с различными телекоммуникационными компаниями и другими банками для объединения усилий в сфере дистрибуции услуг через Интернет (например, упоминавшийся выше альянс Citibank'а, Microsoft и Western Union объединяет, соответственно банковскую группу, владельца одного из порталов и крупнейшую в США телекоммуникационную компанию) [57]. (Другие примеры интеграции уже были приведены в параграфе 2 настоящей работы и в Приложении II).

Многочисленные примеры слияний и поглощений в финансовом сегменте рынка Интернет-коммерции, по мнению многих аналитиков, свидетельствуют о структурных изменениях в банковской отрасли. Границы между банками, брокерами и другими финансовыми посредниками стираются, и одной из причин этого является использование Интернет [63; 60; 74 и др.].

Выводы по главе II

Сравнение каналов дистрибуции, проведенное выше, показало, что удаленное обслуживание клиентов обходится банку дешевле обслуживания клиентов через филиалы и отделения. Интересно отметить, что затраты на проведение клиентских операций через филиал превышают соответствующие затраты по Интернет-операциям в 5-10 раз (см. Таблицу 4 и Таблицу 5), тогда как обслуживание одного клиента через Интернет обходится банку всего на 14% дешевле обслуживания клиента через филиал [63]. Это свидетельствует о том, что доля "коммуникационной" составляющей в операционных расходах банков невелика. И, соответственно, использование Интернет не дает прямой отдачи в уменьшении издержек банков. Очевидно, что существенная экономия издержек в этом случае возникает при большом объеме банковских операций за счет эффекта масштаба.

Как показал обзор инноваций в сфере банковских услуг использование Интернет как канала дистрибуции действительно предоставляет банкам возможности расширения спектра услуг. Но большая часть этих возможностей связана не с использованием Интернет как нового канала дистрибуции банковских услуг, а с Интернет как специфическим рынком "электронной коммерции". Дальнейшее развитие рынка электронной коммерции по оценкам аналитиков может привести к тому, что большая часть финансовых услуг будет оказываться через Интернет, а это может привести к изменению отраслевой структуры банковского бизнеса, поскольку взаимоотношения на рынке электронной коммерции существенным образом отличаются от традиционных (см. параграф "Коммерческое использование Интернет" в Приложении II и третий параграф настоящей главы) и именно в этой области наблюдается появление "новых игроков" на рынке банковских услуг. Это может изменить положение и роль банков как финансовых посредников.

Новые возможности, которые дает использование Интернет, теоретически позволяют расширить спектр услуг банков в основном за счет новых платежных и операционных небанковских услуг.

Новые платежные услуги банков связаны в основном с использованием электронных предоплаченных инструментов - "электронных денег". Электронные деньги обладают многими характеристиками наличных, поэтому их распространение может привести к уменьшению роли банков в обслуживании налично-денежного оборота. Электронные деньги позволяют проводить прямые расчеты в режиме реального времени, и, кроме того, эмитентами "электронных наличных" могут выступать небанки - это позволяет теоретически исключить посредничество банков в расчетах.

Развитие Интернет-коммерции создало специфический рынок электронных посреднических (в том числе и финансовых) услуг, которые могут существовать исключительно в информационной среде Интернет. Однако большая часть Интернет-услуг предоставляется не традиционными банками и небанками. Проникновение банков на "рынок электронной коммерции", таким образом, также сопряжено с высоким уровнем конкуренции.

1 Эти данные часто цитируются в различных работах, например, в [51] и [56].

2 В разных работах указываются различные оценки стоимости трансакций. Часто под трансакцией понимается не финансовая трансакция, а только ее часть, связанная с проведением расчетной операции (processing). Оценка The Boston Consulting Group [81] представляется более реалистичной, поскольку учитывает все манипуляции, связанные оплатой и поведением расчетных операций, и является самой консервативной.

3 Представление счетов к оплате (bill presentment) распространено в странах, где для обслуживания денежно-наличного оборота активно использется чековая форма расчетов: в США, Канаде и Великобритании (см. рис.2 в Главе 3).

4 По некоторым видам счетов разница в ставках достигает 3%: 1-1,5% для традиционных банков и 4% для Интернет-банков [8; 19].

© 2001 Яцевич А.В.