Банки являются поставщиками трех основных видов финансовых услуг: трансакционных, портфельных и операционных [33].
Портфельные услуги связаны с традиционной деятельностью банков как ссудо-сберегательных финансовых институтов. К портфельным услугам относятся предоставление займов клиентам (кредиты) и прием денежных средств во вклады (депозиты). Банки аккумулируют временно свободные ресурсы в виде депозитов и распределяют их в форме кредитов. Оказывая эти услуги, банки перераспределяют ресурсы от лиц, совершающих сбережения, к лицам, нуждающимся в кредите, и тем самым обеспечивают предприятия дополнительными финансовыми ресурсами. Именно этот вид услуг отличает банки от других финансовых посредников. Кредитно-депозитные услуги приносят банкам около 70% дохода [62].
Трансакционные услуги - услуги по обслуживанию сделок. При выполнении функции обслуживания трансакций банки предоставляют два основных типа услуг по сделкам [33, с.101]:
Выполняя трансакционную функцию, банки предоставляют систему учета обменных операций (accounting system of exchange), в которой движение средств регистрируется в форме бухгалтерских проводок. Услуги по обмену валюты - второстепенные, и при движении общества в сторону безналичного оборота и обслуживания клиентов через удаленные терминалы, становятся все менее важными. Таким образом, бухгалтерское сопровождение обмена - ключевая услуга по совершению сделок, обеспечиваемая финансовыми посредниками.
Трансакционные услуги непосредственно связаны с обслуживанием платежного и налично-денежного оборота. В настоящее время трансакционные услуги и сопутствующие им услуги приносят банкам около 10% всей прибыли [62, 81]. При этом банки обрабатывают 70% всех платежей1. Доходы от комиссионных за проведение операций составляют около 234 млрд. долларов в год [64]. Трансакционные услуги являются самыми технологоемкими, зависят от электронных каналов доставки и телекоммуникаций. Поэтому наиболее радикальные изменения, вызванные использованием Интернет как нового электронного телекоммуникационного канала, затрагивают именно их.
Операционные услуги банки используют как источник дополнительных доходов (их еще называют "платные услуги"). Операционные услуги в широком смысле представляют собой продажу банковской ликвидности. К ним относится инвестиционные услуги (в том числе и трастовые), услуги по страхованию и другие платные услуги, которые банки оказывают своим клиентам [33, с. 485].
Инвестиционные услуги связаны в первую очередь с операциями на рынке ценных бумаг. Это услуги по привлечению капитала, управлению процентным риском и риском операций с иностранной валютой, обслуживанию слияний и поглощений, брокерские услуги банков, торговая деятельность на рынке ценных бумаг с целью обеспечения ликвидности инвестиций клиентов (управление портфелем ценных бумаг) и другие клиентские операции на рынке ценных бумаг, которые банки осуществляют на основе доверительного управления, либо в качестве брокеров.
Следует отметить, что деление услуг на трансакционные, портфельные и операционные носит теоретический характер. Развитие банковского дела в последней четверти XX в. привело к "перемешиванию" разных видов услуг. Сегодня банки предлагают к продаже не отдельные услуги, а пакеты услуг, получившие название "банковских продуктов". Банковский продукт обычно сочетает в себе услуги всех трех видов (трансакционные, кредитно-депозитные и операционные). Например, пластиковые карточки используются для расчетных операций, для покрытия овердрафтов по ним применяются различные депозитно-кредитные схемы, а за пользование пластиковой карточкой может взиматься комиссия как за операционную услугу. В качестве другого примера можно привести возникновение в 80-х и 90-х гг. в результате процессов секьютиризации активов смешанных инструментов финансирования, сочетающих в себе кредиты, гарантии и ценные бумаги (смесь кредитных и инвестиционных услуг).
Интернет является глобальной телекоммуникационной сетью, с одной стороны, и специфической информационной средой, с другой (см. Приложение II). Чтобы понять каким образом Интернет может воздействовать на рынок банковских услуг, необходимо рассмотреть оба этих аспекта. Первый связан с использованием электронных коммуникаций в банковском деле, второй - с богатыми интерактивными возможностями Интернет.
Электронные коммуникационные сети используются банками как канал связи и дистрибуции банковских услуг (distribution/delivery channel). Как каналы связи они используются банками для информационного обмена с другими банками, собственными филиалам и для проведения расчетов. Как каналы дистрибуции коммуникационные сети обеспечивают возможность физического контакта с клиентами и используются для того, чтобы информировать клиентов, консультировать их и продавать им продукты и услуги. Через каналы доставки осуществляется поставка информации, выполнение финансовых трансакций, обратная связь с клиентами (поддержка отношений с клиентами).
Как было отмечено выше, банковские трансакционные услуги требуют материальных ресурсов и напрямую связаны с развитием электронных каналов связи. Именно стремление сократить издержки в оказании трансакционных услуг привело к развитию электронных каналов доставки и связанных с ними электронных систем платежей (EFTS - Electronic Funds Transfer Systems) в 1970-х гг. [33, с.122; 61].
Для обслуживания любых финансовых трансакций традиционно использовались наличные деньги и чеки. Возникновение и развитие EFT-систем привело к тому, что возник новый платежный инструмент - электронные фонды. Банки стали развивать электронные средства платежей с целью сократить операционные издержки2, сохранить и расширить свою долю рынка и получить новые источники дохода. Именно сфера трансакционных услуг является основным источником технологических инноваций в банковском деле [33, с. 129].
Для осуществления электронных платежей были разработаны специальные способы: домашний и корпоративный банкинг (home banking, PC-banking), предполагающие подключение к операционной системе банка по телефонным линиям связи и известные у нас как системы "клиент-банк", специализированные вычислительные сети с дополнительными функциями и услугами (синоним "частные сети" или "платные сети", Value Added Networks - VAN), торговые терминалы (POS-терминалы - Point-Of-Sale terminals), банкоматы (ATM - Automated Teller Machines) и др. Довольно быстро электронные каналы стали использоваться не только для проведения платежных операций, но и для предоставления других услуг банка, т.е. как каналы дистрибуции. Так, банкоматы, изначально использовавшиеся как кассовые машины, стали предоставлять услуги удаленного управления счетами, через них стало возможным получать выписки и делать вклады. (Сравнение электронных каналов доставки банковских услуг сделано в следующей главе).
Эти системы были специально созданы для осуществления платежей, тогда как Интернет - открытая и незащищенная сеть, - был разработан для совершенно иных целей (см. "История Интернет" в Приложении II). Более того, существующие системы электронных платежей хорошо интегрированы с мировой банковской системой, основанной на политических и экономических границах, отделяющих экономики стран и изолирующих банковские системы от системного риска. Тогда как Интернет, по сути - международная система. Тем не менее, во второй половине 1990-х гг. банки стали делать инвестиции в развитие платежных Интернет-систем (так, в 1998г. 1200 кредитных организаций вложили свои средства в электронные банковские Интернет-приложения, в 1999г. - 7200 [44]).
Существует, как минимум, две экономические причины, по которым банки обратили свое внимание на Интернет.
Во-первых, стоимость любой коммуникационной сети фактически фиксирована. Точнее говоря, для коммуникационных сетей характерен высокий уровень постоянных издержек. Это означает, что сетевые услуги зависят от эффекта масштаба3. Например, в свое время было подсчитано, что точка безубыточности при использовании сети банкоматов - 1000 взаимодействующих банкоматов и как минимум с 2000-2500 операций в месяц на каждом [52]. Эффект масштаба снижает средние издержки. Соответственно, чем более обширна сеть и чем больше пользователей, пользуются ее услугами, тем меньше будут средние (удельные) издержки (подробнее эффект масштаба в сфере банковских услуг описан в работе [33, сс.332-349]). Частные коммуникационные сети, используемые одним или несколькими банками, соответственно, менее эффективны. Таким образом, интеграция электронных коммуникационных сетей экономически выгодна.
В настоящее время частные сети банков часто проектируют так, чтобы они могли взаимодействовать с сетями других компаний и банков - это делается с целью максимизировать число данных, циркулирующих в электронной форме. Начиная с 70-х гг. делались неоднократные попытки выработать единый стандарт электронного обмена информацией (EDI - Electronic Data Interchange) между финансовыми учреждениями и предприятиями. В то время как переговоры о создании единого стандарта EDI так и не дали результата, Интернет уже сегодня является точкой взаимодействия сетей различных компаний. Интернет предполагает использование общего протокола TCP/IP (см. параграф "Технологические аспекты Интернет" в Приложении II), который позволяет связать два любых компьютера. То есть, Интернет фактически является коммуникационным стандартом и имеет потенциал стать универсальной сетью, в которой представлены все разновидности информационного обмена. Использование такой сети исключит дублирование функций и будет экономически более эффективно.
Вторая причина использования заключается в том, что Интернет дает возможность банкам найти некий баланс между конкуренцией и сотрудничеством.
Стоимость платежного инструмента прямо пропорциональна количеству его пользователей. Если банки начнут строить конкурирующие платежные сети, никто из них не получит критической массы пользователей чтобы обеспечить прибыльность. С другой стороны, если они скооперируются и создадут одну единую платежную систему, банковская индустрия рискует превратиться в картель. Решение проблемы может быть в создании платежной системы независимой от физической инфраструктуры. Это возможно только в том случае, если сеть является просто "нейтральным" коммуникационным средством, каковым и является Интернет. Его использование позволяет кому угодно развернуть свою собственную (основанную на программном обеспечении) платежную систему без необходимости делать большие капитальные вложения в создание и поддержку коммуникационных сетей.
Платежные системы Интернет являются в основном исключительно программными решениями, работающими на существующей аппаратной и сетевой инфраструктуре. Это означает, что любые мелкие компании могут разработать и использовать свои собственные платежные системы. Большинство компаний, которые в настоящее время разрабатывают платежные системы, действительно являются маленькими. В то же время, все платежные системы Интернет используют один и тот же протокол (TCP/IP), и потому могут легко взаимодействовать. Таким образом, расширяется конкуренция, без подрыва прибыльности и способности к взаимодействию.
Необходимость больших капиталовложений в создание и развитие коммуникационной инфраструктуры ранее была одной из причин концентрации в банковском секторе и давала преимущество крупным финансовым институтам над мелкими. Это обеспечивало достаточно надежный барьер входа на рынок банковских услуг. Использование Интернет не требует от банков и других финансовых посредников затрат на создание и поддержание инфраструктуры коммуникаций. Интернет является открытой коммуникационной сетью, т.е. любой желающий может воспользоваться инфраструктурой этой сети. Иными словами, Интернет снижает барьеры входа на рынок, и обратной стороной его использования является обострение конкуренции на рынке банковских электронных услуг.
С точки зрения спроса наиболее важной тенденцией, связанной с трансакционными услугами, является глобализация рынков. В прошлом эта тенденция затрагивала только большие транснациональные корпорации, объединение Европейских рынков и снижение торговых ограничений подразумевает, что каждая средняя и маленькая компания должны конкурировать в международной сцене. Это, в свою очередь, требует быстрых и однородных (стандартизованных) процедур платежа по международным сделкам. Сегодняшняя банковская система не приспособлена, чтобы удовлетворить нужды оплаты большого количества мелких и средних клиентов. Если крупные корпорации и институты могут перемещать капитал из одной страны в другую и конвертировать его из одной валюты в другую в режиме реального времени, то типичный розничный международный платеж идет от нескольких дней до недели и может быть очень дорогим. По существу, банки не имеют стимулов улучшить ситуацию, так как медлительность платежей подразумевает, что банк может зарабатывать процент на деньги клиента между датой осуществления платежа клиентом и датой проведения платежа банком (в западной литературе эта разновидность процентного дохода банков получила название дохода от "флоата" (float) - см., например, [52, 53]).
Другой аспект глобализации, связан с тем, что пользователи Интернет в разных странах - потенциальный рынок банковских услуг (емкость рынка можно оценить по размеру активной аудитории Интернет - см. Приложение II и Таблицу 3.1 в Приложении III). Единственный элемент, который отсутствует - безопасные платежные системы. Если банки упустят шанс войти на рынок, они могут потерять монополию на платежные услуги. Фактор конкуренции и является второй причиной "освоения" Интернет банками.
Интернет является не просто электронной коммуникационной сетью, а специфической информационной средой, объединяющей коммуникации и компьютерные вычисления (см. Приложение II).
Существует три принципиальных способа использования Интернет в банковском деле: поставка информации, осуществление операций и поддержка отношений с клиентами. Специфические особенности Интернет, такие как интерактивность и оперативность - позволяют совмещать различные функции. Например, одновременно поставлять информацию и поддерживать отношения с клиентами.
Интернет может быть использован просто как еще один коммуникационный канал связи. В этом случае, банки просто воспроизводят свои услуги, которые они предоставляют через другие каналы: филиалы, банкоматы и т.д. С другой стороны, специфические особенности Интернет могут быть использованы для улучшения качества предоставляемых услуг и качества взаимодействия с клиентами. Наконец, Интернет как информационная среда открывает возможности для ведения банковского бизнеса и расширения спектра услуг - создания новых банковских продуктов и услуг, которые не могут быть предоставлены через другие каналы [56].
Сочетание различных способов использования Интернет как канала доставки и специфических особенностей Интернет как информационной среды задает сферу возможного применения Интернет в банках (см. Таблицу 1).
Коммуникационные возможности Интернет уже изменили способ предоставления банковских услуг: услуги предоставляются интерактивно, в режиме реального времени с удаленного персонального компьютера или мобильного телефона клиента, подключенного к Интернет. Удаленное банковское обслуживание клиентов (remote banking) через Интернет получило название "Интернет-банкинг" (internet banking, i-banking). Эффективность использования Интернет как нового канала доставки будет проанализирована в дальнейшем.
Возможное улучшение качества банковских услуг и качества обслуживания клиентов, конечно, может иметь позитивный эффект, например, за счет закрепления клиентской базы. Улучшение качества услуг не приносит прямых выгод банку, а косвенные выгоды не всегда очевидны и их сложно калькулировать, поэтому эта возможность в настоящей работе не рассматривается.
Очевидно, что использование Интернет как информационной среды дает возможность банкам предлагать более широкий спектр продуктов и услуг. Расширение спектра банковских услуг также может приводить к сокращению средних издержек "производства" банковских услуг, т.е. связано с экономией от масштаба. Если экономия от масштаба, обсуждавшаяся выше, связана с расширение объемов "производства" банковских продуктов и услуг (economy of scale), то здесь речь идет о так называемой "экономии от разнообразия" (economy of scope). Расширение ассортимента банковских продуктов и услуг ("разнообразия") связано с сокращением затрат при совместном "производстве" банковских услуг [33, с.334].
Интернет позволяет не только одновременно поставлять большее количество разных традиционных банковских услуг, но и расширяет спектр услуг новыми их видами. Новые виды банковских услуг связаны в основном с освоением нового рынка - рынка электронной коммерции (речь идет о четвертой колонке Таблицы 1 "Сфера использования Интернет в банках"; о рынке электронной коммерции см. параграф "Коммерческое использование Интернет" в Приложении II). В частности, использование Интернет уже привело к появлению новых инструментов для обслуживания финансовых трансакций - это так называемые "электронные деньги" (e-money).
Вышесказанное обобщено в Таблице 1.
Доставка существующих услуг | Улучшение качества услуг | Новые возможности | |
Поставка информации | Предложение институциональной, маркетинговой и контактной информации: публичная отчетность банка, перечень продуктов и услуг, расценки, анонсы "специальных предложений" банка, адреса и телефоны и т.п. | Программные оболочки для поиска информации, доставка информационных отчетов и комплекта форм (для получения услуг банка) на компьютер пользователя (FTP и e-mail), гиперссылки на другие ресурсы | "Подгонка" информационных ресурсов под вкусы клиентов ("кастомизация" - customizing resources) посредством опций подписки (subscription option), реклама банка и сторонних организаций, дискуссионные группы и т.п. |
Осуществление трансакций | Запросы получение других финансовых продуктов и услуг банка: заполнение заявок на открытие текущих и иных счетов, на получение ссуд и других традиционных услуг банков | Получение выписок по счетам клиента, денежные переводы, оплата счетов (bill payments) и т.п. | Создание "виртуальных" филиалов и безфилиальных "виртуальных" банков, использование цифровых наличных и новых схем расчетов5. |
Взаимодействие с клиентами | Обмен сообщениями с клиентами через электронную почту (e-mail), "гостевые книги" (web guestbook), интерактивные службы поддержки (help desk, chat). | Предоставление клиентам инструментов поддержки принятия решений: электронные калькуляторы, электронные записные книжки и ежедневники, таблицы бюджетирования и др. | Комплексное обслуживание деятельности клиентов, консультирование и поставка финансовых решений: видеоконференции, "торговые площадки" (e-marketplaces, purchasing platforms) и др. |
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что использование Интернет как нового канала дистрибуции банковских услуги может привести к снижению операционных издержек банков за счет расширения объема предоставляемых услуг и за счет расширения спектра банковских услуг. С другой стороны, Интернет является открытой информационной средой и потенциально способен уничтожить барьеры входа на рынок электронных банковских услуг (в основном это касается, конечно, розничных услуг). Использование Интернет является причиной обострения конкуренции в банковском деле. Обострение конкуренции связано с появлением новых игроков на рынке финансовых и банковских услуг.
Именно в этих трех аспектах (дистрибуция и издержки, новые услуги и конкуренция) мы и рассмотрим ниже использование Интернет в банковском деле.
1 По данным Института экономики переходного периода (ИЭПП) российские банки обслуживают около 40% официального платежного оборота, а с учетом теневого сектора - четверть всех платежей [25, с.11].
2 Операционные издержки сегодня составляют 60-70% валового дохода банков [48, p.250].
3 Зависимость Интернет-услуг вообще (а не только банковских) от масштаба считается "общим местом" (см., например, [41]). Основная проблема использования Интернет, заключается в том, что экономия от масштаба быстро исчерпывается за счет так называемого "сетевого эффекта" (конкуренция и прозрачность рынка быстро выравнивает цены).
4 Интернет-термины описаны в Приложении II.
5 Предоставление услуг и расчеты в этом случае осуществляются только через Интернет.