1. Определение
(1) Понятие "социальная группа" заимствовано из социологии. Социальные группы являются более или менее закрытыми объединениями индивидов - существуют ограничения на вход в группу и/или на выход из нее. Объединения индивидов, в которых нет подобных ограничений ("потенциального барьера") социология называют квазигруппами. В качестве примера квазигрупп можно привести разного рода "тусовки" и объединения по интересам (круги общения). Исчезновение социальной группы сопровождается исчезновением ограничений и, наоборот, снятие ограничений на вход/выход свидетельствует о "растворении" группы в социальной реальности. Поэтому утверждение, что причина "кризиса ЮАШ" - снижение "потенциального барьера", является в известном смысле тавтологией.
(2) Термин униформизм, конечно, не связан с ношением униформы, но имеет с ним прямую аналогию. Он означает, что идентификация членов группы происходит по внешним (формальным) признакам и не связана с совпадением диспозиций индивидов или иных индивидуальных черт, свойственным членам группы. Другими словами, объединяющим началом в униформистской группе выступает не общая идея и не совпадение интересов индивидов, как это имеет место, например, в кругах общения и в научных школах - члены группы не являются единомышленниками (единоверцами и т.п.) в широком смысле слова. Источник солидарности (единства) группы - в формальном сходстве (взаимо)действий. Так, в ЮАШ все члены группы принимали "равное" участие в занятиях и выездах в лес независимо от личных предпочтений и любви к астрономии. Все члены группы участвовали в дискурсиях и придерживались определенных "правил игры" и деклараций независимо от степени согласия или осознания смысла этих деклараций. Понятие униформизма предполагает, что среди членов группы a priory сосуществует множество различных "полюсов притяжения".
(3) Диссидентствующая группа *) - группа, члены которой формально отрицают сложившиеся общественные нормы и ценности ("господствующую идеологию"), но не ведут политической деятельности по их изменению.
2. "Диссиденты" большие и маленькие
Всех членов ЮАШ в любой момент времени можно было разделить на две подгруппы - учителя и ученики. Поскольку это, прежде всего, две различные возрастные группы и невозможно, чтобы интересы различных возрастных групп совпадали, то групповое единство фиксируется по внешним признакам. Уже в силу этого, ЮАШ - униформистская группа. Преподавателям было свойственно сознательное отрицание существующих общественных норм и ценностей, ученики отрицали традиционные ценности в силу переходного возраста оптом и неосознанно ("юношеский скептицизм"). Поэтому ЮАШ классифицируется как униформистская и диссидентствующая группа, а
источником группового единства (солидарности) ЮАШ - выступало отрицание традиционных ценностей преподавателями и учениками.
"Диссидентствующая установка" преподавателей является в строгом смысле слова диспозицией, т.е. характеристикой личности, которая (личность) вполне осмысленно и обоснованно (в смысле способности обосновать) противопоставляет себя обществу**). "Диссидентство" же учеников, вообще говоря, никак не связано с этим противопоставлением. Возрастной ценз в ЮАШ составлял 13-14 лет, а это - начало "переходного возраста", основной характеристикой которого является отрицание пресловутых "традиционных ценностей" и, одновременно, поиск новых ценностей-заменителей. Это период самоутверждения и формирования личности (индивидуальности), который можно кратко и условно охарактеризовать как бунт против тех, кто "навязывает" традиционные ценности - против семьи, школы и "мира взрослых" в целом.
В процессе обучения в ЮАШ происходило противопоставление и "замещение" традиционных ценностей новыми: идее подчинения взрослым противопоставлялась идея равенства со взрослыми, семье и школе - дружеский круг общения, государству можно было противопоставить анархию, коммунизму - демократию и т.д.***)
3. Становление идентичности
(Тезисы)
В процессе обучения в ЮАШ происходило становление индивидуальности учеников (индивидуальное "я") и, одновременно, осознание группы как единого целого - становление коллективного "я"****).
(а) Отрицание традиционных ценностей преподавателями - являлось источником эмпатии учеников к позициям преподавателей.
(б) На основе эмоционального отождествления с позицией преподавателя (эмпатии) ученики усваивали нормы и правила поведения в различных ситуациях: на занятиях, в лесу, на собраниях, во время диспутов, выступлений и т.д. Таким образом, происходило становление ситуационной идентичности членов группы - ученики формально усваивали "правила игры" (групповые нормы). Заметим, что именно в этот период (длительностью около года), а не в момент поступления в ЮАШ, происходила фактическая фильтрация членов группы. Поскольку ситуационная идентичность переживалась неосознанно, важную роль в этом процессе инфильтрации играла внешняя атрибутика и совместные действия членов группы ("я делаю это" - "он делает это" - "мы делаем это"). Очень важное место занимало приобщение к "эзотерическому знанию" - особенно комплекс представлений о "Зоне" (это - наша исключительная тайна), - и использование сленга.
(в) На втором-третьем году обучения в ЮАШ учащиеся начинали осознавать свою принадлежность к группе на основе ситуационной идентичности - групповые нормы интериоризировались и воспринимались как "свои собственные", ученики усваивали ценности (принимали позиции) преподавателей и начинали их понимать. Характерной чертой этого периода были попытки кодификации и вербализации (объективации) групповых норм - возникают различные "кодексы" и "правила": правила поведения в лесу, "кодекс бойца духовного фронта", "кодекс сталкера" и т.п. (Объективировать можно только то, что понимаешь, с одной стороны, а с другой объективация групповых норм уже свидетельствует о том, что группа воспринимается как нечто целое - члены группы строят описания этого "нечто"). По завершении этой стадии (совпадающей с концом "переходного возраста") большинство учеников покидали ЮАШ - для них группа выполнила свою функцию социализации индивида, они уже сформировались как личности ("интериоризовали групповые нормы и ценности") - для них группа больше была не нужна.
(г) Другие члены группы, которые наиболее глубоко отождествили себя с группой, оставались и переходили в разряд преподавателей - они ретранслировали групповые (уже) нормы и ценности, которые осознавались ими как "свои собственные". Т.о. они воспроизводили "групповую идентичность".
"Кризис ЮАШ" в данном контексте можно рассматривать как кризис идентичности, а именно как невозможность воспроизводства идентичности группы. Очевидно, одной из причин этого является радикальное изменение "ситуационной среды обитания" ЮАШ, вызванное перестройкой (об этом см. Яцевич А.В. "ЮАШ как социальное" и VVD laboratory "Несколько раз я слышал, что ЮАШ умирает..."). Другая причина, возможно, кроется в непроанализированной группе преподавателей - может быть, ЮАШ - группа одного поколения?
А.Я., 19.10.99
**) "Диссидентствующая установка" возникла как реакция интеллектуалов на конец "оттепели" и является культурным наследием конца 60-х гг. Вернуться.
***) Для возникновения личностной позиции ее необходимо сначала сформулировать. Формулировка позиции происходит через противопоставление - позицию надо как-то выделить, демаркировать от других - только после такого выделения, можно принять позицию или отвергнуть ее. Собственно, такого рода демаркацией и занимались преподаватели ЮАШ. Поскольку ни о каком сознательном выборе позиции учениками речь не идет - для "должного усвоения материала" они должны были обладать определенной степенью инфантильности - быть "маленькими обезьянками" (выражение В.В.Витковского) - это другая характерная черта описываемого возрастного периода. (Кстати, она уже обсуждалась в юашевских дискурсиях под названием "романтичность"). Вернуться.
****) В социологических терминах для учеников ЮАШ выступала первичной (малой) группой, в рамках которой происходила социализация членов группы. Вернуться.